Образ Абылай-хана в трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники»

Казахстанский читатель ждал книгу, которая могла бы поведать ему, как жила Великая степь от границы Китая до седого Каспия, — та самая страна, которую безжалостно растоптали жестокие завоеватели, и где потом они черпали резервы для своей дальнейшей экспансии. Перед нами именно такая книга — исторический роман «Кочевники» — хроника событий, которые происходили в казахской степи в период зарождения государственности после монгольского нашествия.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, говоря о творчестве Ильяса Есенберлина, подчеркнул, что он первым посвятил свое перо борьбе казахского народа за национальную независимость и обретение государственности.

Интерес к истории у Ильяса Есенберлина был не случаен. У него есть изречение, где он сравнивает нашу жизнь с деревом. Чем выше оно уходит вверх в своем развитии, тем глубже его корни уходят в прошлое. То есть, чем сильнее мы устремляемся своими мыслями в будущее, тем больше нам необходимо чувствовать и знать свое прошлое, ибо оно и есть основание для нашего будущего. Роман-трилогия «Кочевники» — это эпопея многовекового пути казахов к свободе, ставшая учебным пособием по истории. И во многом благодаря творчеству Ильяса Есенберлина, его кочевникам, возвратились к нам, в нашу сегодняшнюю жизнь имена выдающихся личностей, посвятивших себя борьбе за национальную независимость. Со страниц романа сходят и говорят с нами, как живые, Касым, Аз Жанибек, могущественный Есим, Хакназар, Аз Тауке, грозный Абылай, последний казахский хан Кенесары, знаменитые батыры Каракерей Кабанбай, Канжыгапы Богенбай, Олжабай батыр, Шапырашты Наурызбай, кумиры и заступники народа Асан Кайгы, Бухар жырау, Казтуган, Жиенбет жырау и другие.

Во второй книге трилогии, которая называется «Отчаяние», показана длительная, изнурительная борьба казахского народа с многочисленными иноземными завоевателями за свою независимость, сохранение государственных границ, история взаимоотношений с Россией.

В Джунгарских воротах уже стояла многотысячная армия Сыбан Раптана. Внук Тауке-хана Абулмансур поведет войска на бой. После этого боя его будут звать Абылаем. Джунгары, ворвавшись в казахские степи, не убивали только тех, кто сошел с ума при виде крови и смертей. Чудом уцелевшие люди бежали из Семиречья. Страна, как расколотое стекло, пишет И.Есенберлин, треснула по всем родам, жузам, племенам, превратившись в острые, неподеленные куски. Впереди было отчаяние. В Анракайских сопках произошла знаменитая битва, объединившая всех казахских воинов, во главе с ханом Абулхаиром. Тогда и вспомнили люди, что сила их в единстве. Об этом же говорит и советник Абылай-хана, знаменитый Бухар-жырау. Пока сам народ не поймет, что в единстве его спасение, никому не суждено справиться с врагом. Когда Абылай-хан расправляется с непокорными конратами, Бухар-жырау уезжает из ханской ставки, не попрощавшись с ним. При следующей встрече хан спрашивает его: «Тебе не нравится, что я наказал строптивых?» Бухар-жырау говорит, что скоро вся степь покажется хану строптивой, и что у простых людей одно желание, это жить в мире, чтобы не было войн, от которых остается только отчаяние. Когда хан справедлив и совершает благие дела, жырау готов воспевать его доблесть, но правду скрыть нельзя, и не укроешь льстивыми речами и сладкими баснями. Люди доверчивы, говорит мудрый старец, но не надо смеяться над их доверчивостью.

Становление Абылая, как государственного деятеля, как хана всех трех жузов, хотя русская царица так и не подписала указ, проходило в страшные годы джунгарского нашествия, и главной его задачей было объединение казахских родов. Уроки Бухара-жырау Абылай запомнил на всю жизнь. Когда его обвинили в убийстве скомороха Ботахана, то Абылай, как простой смертный, вышел перед народом, извинился и заплатил кун как за трех взрослых мужчин. Сила его была в поддержке народа, и Абылай дорожил дружбой с батырами и жырау. Один из них — отчаянный Олжабай батыр. До 40 лет не знал, какому занятию отдать предпочтение. Стать акыном или воином. Но неизменно находил талантливых акынов, певцов, готовил их к выступлениям, возилс собой. Сам же он наизусть знал все сказания. И вместе с тем не было н и одного решающего сражения, в котором бы он не участвовал. И именно тот факт, что Олжабай находился среди защитников Ботахана, заставляет Абылая изменить свое решение, жестоко расправиться с теми, кто выступил против него.

Абылай пользовался огромной славой во всей казахской степи и за ее пределами. Это был дальновидный, самостоятельный правитель. Какие бы колебания не происходили в степи, по определению  Ильяса  Есенберлина, острие политики Абылай-хана всегда было направлено на освобождение от джунгарского ига.

В конце жизни умирающий Абылай-хан произносит горькие слова: «Шел я всегда к своей цели одним кровавым путем. А теперь я вижу, что есть и другие пути». В этих словах казахского хана заложена и жизненная позиция самого Ильяса Есенберлина, для которого сострадание и участие в судьбе другого человека было главной чертой характера.

«Полвека воевал я, не давая приблизиться к своему горлу китайскому дракону.

Я все делал, чтобы приблизиться к русской царице. Правда, царица не раз обижала меня. Так и не утвердила она меня ханом всех трех жузов, но, как говорится, обижаясь на вшей, не бросают шубу в огонь.

Когда взбунтовались туленгуты, уходя к Пугачеву, я понял что никого нет для нас ближе русской царицы».

«Другого ты не можешь сказать Абылай», — сурово сказал Бухар-жырау. — Даже перед смертью беркут не запоет лебедем, но каково твое последнее пожелание, хан Абылай?».

Тихо было в ханской юрте. Жырау показалось, что он заснул, как вдруг умирающий открыл глаза и сказал ясным, спокойным голосом: «В свой первый бой вступил я здесь. Здесь, в Туркестане, рядом с предками и похороните меня». «Это пожелание будет выполнено, мой хан». Абылай кивнул в знак того, что услышал слова жырау…».

Тема национального освободительного движения в Казахстане до Ильяса Есенберлина была закрытой темой. Ильяс Есенберлин вернул имя многих наших героев, достойных подражания. С обретением Казахстаном независимости осмысление гражданского подвига писателя становится все более зримее и весомее, ибо может быть во многом благодаря трилогии Есенберлина, мы стали более бережно относиться к историческому прошлому. Стали серьезнее в оценке сегодняшних наших побед. И прав Есенберлин, который как-то заметил, что чем больше человек думает о будущем, тем больше он должен думать о прошлом. Знание прошлого необходимо нам для того, чтобы, используя накопленный опыт, уметь разобраться в реалиях современной жизни, сформировать свою жизненную позицию и не ошибиться в выборе ценностных ориентиров.

Раушан КОШЕНОВА,
доктор философских наук,
председатель ОО «Шоқан жолдары».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также