Сложно и долго, но возможно, если без отговорок

71-6-2Жизненная ситуация

В селе Еркеншилик (бывшая Павловка) Ерейментауского района все знают о нелегкой судьбе детей, выросших в семье Цирлюк, которая, увы, относилась к категории неблагополучных. Когда именно и где умерла мама, давно оставившая своих детей из-за пагубного пристрастия калкоголю, никто точно не знает. Нет и справки о ее смерти. Папа умер недавно, он так и не успел заменить просроченное удостоверение личности. Еще при его жизни при пожаре дома сгорела полуторалетняя Юля. Девятимесячный Юра умер незадолго до этого.

Пожар уничтожил небогатое имущество семьи, в том числе и документы детей. Свидетельство о рождении сохранилось лишь у Нины и только потому, что с семи лет она жила в семье двоюродного дяди.

«Пришла Ниночка: «Можно у вас переночевать?». Потом: «Можно я у вас поживу?». Так и осталась», — говорит Наталья Лайрих. «Никакого опекунства мы не оформляли. Родителей же никто не лишал родительских прав. Нина — наша. И ее сынишка Коленька -наш внук». Нине Цирлюк сейчас двадцать один год. Коле — больше года. Удостоверения личности у Нины нет. Без документов родителей получить его очень сложно. Для того, чтобы получить справку о том, что Нина дочь умерших родителей, Наталья Лайрих ездила в Ерейментау четыре раза.

А теперь и у Коли нет свидетельства о рождении. Нина подрабатывает в Астане, но, естественно, только у тех хозяев, которые не спрашивают о документах. Ездит на работу электричкой, в поезд без документов ей не попасть. Возможно, семье Лайрих, воспитавших девочку, нужно было проявлять больше настойчивости, но ведь Нина окончила девять классов, получила диплом КГУ Агротехнического колледжа № 5 Шортандинского района. Почему там не заинтересовались тем, что у девочки нет удостоверения личности?

Заведующая учебной частью колледжа Роза Шарипова говорит: «Нина Цирлюк поступала к нам по свидетельству о рождении. По нем уже мы и выдали диплом. Мы имеем на это право. Документировать учащихся не обязаны. Ее тете мы говорили отом, что удостоверение надо оформить».

Примерно также говорит и аким села Жанабай Амангельдинов: «Проблемы Цирлюк мы знаем. И я, и участковый инспектор не раз говорили им, что надо документироваться. Начинали, до конца не доводили. Все это сложно и долго». «Предупреждали не раз, но мы же не можем везти в Ерейментау за свой счет», — подтверждает и капитан поселкового отделения полиции Оралхан Шайхимов.

Брата Нины — Николая Цирлюка — уже нет в живых. В двадцать один год бездомный парень повесился. Свою недолгую жизнь он так и прожил без документов.

Саша Цирлюк постучал в дверь дома Светланы Видергольд в день рождения ее мамы, умершей за полгода до этого. «Это мама его прислала», — говорит Светлана Евгеньевна.

Взять двадцатичетырехлетнего парня к себе она не может. Небольшой дом, дети, внуки. Да и не привык Саша жить в одном месте, бродит по селу, ночует там, где позволят. И, чаще всего, пускают к себе люди пьющие. Сам Саша не пьет, не курит. Но он болен: эпилепсия в тяжелой форме. Все показания к инвалидности. Но оформить ее без документов невозможно.

«Я добьюсь, помогу парню». От своего решения Светлана Евгеньевна не отступила. Отвезла Сашу в Степногорскую больницу, где он впервые получил необходимое лечение. И два года занималась сбором справок, необходимых для документирования. «Все так долго. Пока ждешь одну справку, другие устаревают. Надо собирать заново. Если бы не Кайрат, то, может быть, ничего бы и не получилось».

Старший инспектор ГАИ Кайрат Баястанович Есмагамбетов сейчас живет в Ерейментау. Его родители, чем могли всегда помогали детям Цирлюк. Атеперь попросили сына: «Помоги Саше получить удостоверение, пропадет парень».

«Скажи Кайрату спасибо», — говорит начальник отдела миграционной полиции Ерейментауского РОВД Зулпыхар Жумадилов. По его словам, только весенняя операция «Нелегал» выявила в районе 17 человек, живущих без документов. «Бывает, что люди впервые получают удостоверение личности и в сорок пять лет, и в шестьдесят пять. Причем, часто зачем-то ищут посредников. Надо напрямую идти к нам. Справки, которые Цирлюк собирал два года, по нашим запросам представили бы в течение нескольких месяцев».

Удостоверение личности Саша получил. «Теперь опять отвезу его в Степногорскую больницу. И будем оформлять инвалидность. Это же и пенсия гарантированная, и лечение», — Светлана Видергольд счастлива не меньше Саши.

Скоро получит удостоверение и Нина Цирлюк.

Не встреться на пути этих ребят с нелегкой судьбой простые добрые люди, то, скорее всего, так и прожили бы они без документов. И не только они, но и их дети.

Всегда и везде бедность порождает бедность. Люди без документов на бедность обречены. Конечно, они, как и каждый из нас, сами должны заботиться о себе, о своем будущем. Но, как правило, в такой ситуации оказываются те, кто сами справиться с проблемами не в состоянии.

И помочь им, дать шанс прервать этот порочный круг бедности — поистине дело святое.

Нина МИТЧИНОВА.
Ерейментауский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также