31 МАЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ И ГОЛОДА
«Только с вершин Кокше можно говорить с Богами», – писал о нашем благословенном крае Синегорья поэт Магжан Жумабаев, прошедший школу Абая и Махамбета, поэт милостью Всевышнего, по рождению, крови и сути своей.
Есть некая преемственность поэтического духа в том, что стихи великого мыслителя Абая и юного 19-летнего талантливого Магжана были изданы в канун мировой войны, в один период истории: Абая – в 1909 году в Петербурге, а Жумабаева – в 1912-м в Казани.
Именно эти две книги, изданные на казахском языке арабской графикой, открывают новую эпоху современной казахской поэзии, начало которой совпало с бурными потрясениями нового века.
Любовь к русской литературе, вобравшей золотой и серебряный века, молодому Магжану Жумабаеву привил автор первого казахского романа и знаменитого поэтического произведения «Оян, қазақ!» Мыржакып Дулатов. Магжан переехал из Петропавловска в Омск и поступил в учительскую семинарию.
Кстати, в столице Западной Сибири буквально на днях, в мае 2025 года, на стене Омского педагогического колледжа № 1 обновили мемориальную доску, где высечена надпись: «В этом учебном заведении в 1913-1919 годах учился и работал выдающийся казахский поэт Магжан Жумабаев».
Звездные годы взлета и признания поэзии Магжана были прерваны и попраны: поэта голословно объявили буржуазным, а его произведения – байско-феодальными по «идейному содержанию». Поэт был арестован в 1929 году, до суда находился в Бутырской тюрьме в Москве, срок отбывал в Карелии и Архангельской области.
Жена поэта Зулейха, сохранившая для потомков часть его рукописей, более 20 лет хранила на чердаке архив поэта, веря в возрождение его поэзии. А после его ареста написала письмо Максиму Горькому. Благодаря усилиям супруги классика, Екатерины Пешковой, Магжана 2 июня 1936 года освободили, но через год поэт был вновь арестован и 19 марта 1938 года расстрелян.
Яркая поэтическая индивидуальность казахского лирика настолько велика и уникальна, что его имя перерастает рамки своей эпохи.
…В феврале 1938 года арестовали и менее чем через месяц расстреляли председателя колхоза «Трудовой казах» Баймухана Бейсембина. За какое такое преступление родной дед Маржан Бейсембиной был объявлен врагом народа? Вся вина его была только в том, что в его доме гостил поэт Магжан Жумабаев, незадолго до этого вернувшийся из ссылки и приехавший навестить родных по материнской линии, живших в расположенных вблизи аулах.
По заветам предков и неизменно чтимому казахами обычаю обойти вниманием визит в аул такого известного и любимого народом акына и представить было немыслимо. Дед Маржан Бейсембиной так же, как и другие аульчане, со всем возможным на ту пору почетом встретил у себя дома высокого гостя.
В книге Кайырбека Кеменгерова «Омбыда оқыған қазақтар» целая глава посвящена Баймухану Бейсембину.
«У Магжана Жумабаева есть написанное в 1936 году стихотворение «Наш Бакен назвал сына Магжаном». История этих стихов такова: вернувшийся из ссылки Магжан приехал в гости к своему нағашы. Тумба, Сага, Кызылагаш, Карагаш – в этих четырех аулах акын побывал в гостях. В те дни в ауле Карагаш у жителя аула по имени Баймухан родился сын. Собравшиеся по радостному поводу близкие дают новорожденному имя высокого гостя. Упомянутым выше стихом Магжан отвечает на оказанное ему почтение. Эти казахские аулы на севере Казахстана теперь в составе нынешнего Москаленского района Омской области, сегодня остались лишь два из них – Тумба и Кызылагаш. В тот свой визит Магжан пишет стихотворение «Жауар Азаматтарына», в котором снова упоминает имя Бакена. Причем, узнав его способности к сочинительству, отмечая начитанность, называет человеком с открытыми глазами.
Арестуют практически всех, с кем в те дни общался Магжан. Мало кто из них вернется домой: кто сгинет в лагерях, кого, как и деда Маржан, расстреляют. Совсем еще малыш, сын Баймухана бежал следом за уводимым конвоирами отцом и, плача, кричал – қайда, атайым?! Вот и все, что родные помнят про день ареста, когда видели родного человека в последний раз… Не осталось от него даже фотографии.
Как вспоминали старожилы-аксакалы, был Баймухан высокого роста, смуглый, на ходу, говорят, сочинял, радуя метким, к месту, словом, часто обращались к нему аулчане за советом.
Видно, уже зная, что придут и за ним – по аулу прокатились аресты, – он поручил своей старшей сестре: выучи моего сына, не оставляй его. Та действительно выполнила наказ брата, препоручив и своей дочери Кусни: «Жалғызымнын жалғызын саған тапсырам» (береги кровиночку моего единственного). Дед Баймухан был ее единственным братом. Когда его подросший сын, названный в честь поэта Магжаном, учился, то жил у тетки, сами родичи ютились в съемном жилье в Омске. Жили в тесноте, небогато, но Магжана всегда укладывали спать на единственную в доме кровать, сами спали на полу.
А саму школу, с прошением о переносе которой в 1913 году дед Баймухан обращался к губернскому чиновнику-инспектору народных училищ, его сын Магжан возглавлял в разные годы, при нем было построено новое здание школы, многие годы он трудился в ней завучем.
В Омске в 2007 году вышла книга нашей землячки Айгуль Бескемпировой «Боль и память» о казахах-жертвах политических репрессий в Омской области, расстрелянных в смутное время «большого террора» 1937-1938 годов, загубленных, как и тысячи других наших соотечественников…
Есть такое поверье: как человека назовешь, такова и судьба его. У казахов к имянаречению всегда было особо трепетное отношение. Имя, данное в честь большого акына, словно сопутствовало Магжану Бейсембину, оставившему после себя добрый след среди односельчан и благодарных учеников.
Когда Димаш Кудайберген поет знаменитую песню «Дайдидау», перед глазами невольно встает облик поэта – с копной черных кудрей, красивого, статного… Его песни народ поет издавна, порой и не зная, кто их автор (имя Магжана многие годы было под запретом). Многие его песни считались народными, но всегда были те, кто вполголоса говорил: «Это ведь песня самого Магжана Жумабаева»…
Алия АХЕТОВА.
Фото предоставлено автором.