«Открываю интернет, каждый день вижу не менее 100 публикаций, в которых речь идет о том, что нарушают права детей».
Такая информация не может не тревожить. Каждый случай – судьбы детей и их родителей. Но тревожно и то, что заместитель председателя Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Юлия Овечкина (и не только она) узнает об этом из социальных сетей. Относиться к публикациям в них нужно по принципу «доверяй, но проверяй». Причем многократно.
Но почему до сей поры социальные сети являются далеко не самым надежным, но чуть ли не единственным источником информации о детских проблемах? Почему она оперативно не поступает на многочисленные телефоны доверия, школьным психологам, учителям, полицейским и самое главное: почему о том, что ребенок нуждается в помощи, не догадываются родители. А иногда они сами опасны для своего ребенка.
Главными институтами воспитания и защиты наших детей были и остаются семья и школа. Государственных программ их поддержки и развития сейчас немало.
Добавим к этому систему дополнительного образования, органы опеки и попечительства, ювенальную полицию, ювенальный суд, уполномоченных по защите прав детей, создаваемые центры поддержки семьи, НПО…
Но мы вновь и вновь слышим, читаем: «Преступление совершил подросток…», «Предотвращена попытка суицида», «Остался без попечения родителей», «Жертвой насилия стали дети»…
Конечно, сбой дает любая система, в том числе и социальная. Но в данном случае, наверное, точнее говорить, что, несмотря на усилия, система все-таки не сложилась. Немалые финансовые средства расходуются неэффективно. Один из примеров: программа «ArtSport», трансформировавшаяся после многочисленных скандалов в «DamyBala».
Работа в этом направлении сейчас регулируется разными документами, она недостаточно скоординированная. Поэтому считаю правильным сосредоточить все меры в рамках единой программы «Дети Казахстана» – поручение, данное Президентом страны на прошедшем в Бурабае IV Курултае, как раз и должно способствовать формированию единой, целостной системы, где все звенья взаимосвязаны.
Разработку программы «Дети Казахстана» планируется завершить к декабрю 2025 года. Сейчас идет напряженная работа в госорганах и в общественных структурах.
Мозговой штурм – наверное, это будет самым точным определением прошедшего на прошлой неделе заседания Республиканского совета по вопросам семьи и социальной защиты населения при партии «AMANAT».
Синхронно работали и региональные советы. В рабочих группах: специалисты ведомств, занимающихся вопросами детей, руководители НПО, ученые…
Каждый говорил о проблемах, решением которых уже занимается, вносил рекомендации, исходя из своего опыта. В том числе и личного.
Но часть внесенных предложений вызывает недоумение. «Стеклянные стены в реанимационных палатах», «Разработка правил, позволяющих психологам беседовать с детьми без разрешения и присутствия их законных представителей», «Введение института менторов по нравственно-правовой работе в школах»…
Конечно, до включения в единую программу каждое из предложений будет обсуждаться еще не раз и на разных уровнях. Вероятно, многие из них полностью или частично в нее войдут.
В их числе: разработка вузовской образовательной программы подготовки социальных работников. Выделение грантов на подготовку социальных работников, повышение их заработной платы.
Обеспечение непрерывности образовательного процесса детей, вынужденных много времени проводить в стационарах. Организация комплексных служб по принципу одного окна для детей, находящихся в группе риска. Создание единой базы данных, ведение единой и непрерывной карты ребенка.
Особое внимание эксперты во всех регионах страны уделяют детям, оставшимся без попечения родителей и с особыми потребностями. Отсюда и множество предложений: расширение программы наставничества для сирот и оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, расширение сети детских реабилитационных центров, создание системы полного сопровождения детей с особыми потребностями с раннего возраста до их социальной адаптации. Шла речь и о паллиативной помощи детскому населению страны.
Были предложения и о совершенствовании системы дополнительного образования, возрождении детского движения.
– В программу «Дети Казахстана» войдут все существующие механизмы обеспечения социальной поддержки и безопасности детей для их совершенствования. Также туда войдут новые задачи и решения касательно всех сфер обеспечения прав детей, – подводила итоги обсуждения Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан Динара Закиева. – Программа призвана стать ориентиром для государственных органов всех уровней на последующие годы.
С большой долей вероятности будет создан единый орган по охране и защите прав детей. Его задача: координировать реализацию всех принятых решений, программ и законов. Планируется, что новая структура будет сформирована за счет выделения органов опеки и попечительства из системы образования. Это позволит устранить конфликт интересов и усилить самостоятельность сотрудников, обеспечивающих защиту прав детей.
Президент уже подписал закон по нормативу количества специалистов органов опеки – один на пять тысяч детей. На сотрудников таких органов будет возложено более 30 функций: от посещения уязвимых семей до участия в судебных процессах по защите прав несовершеннолетних.
Разработчики программы ждут новых предложений и корректировки уже поступивших. Принять участие в этом может каждый казахстанец.