Если нарушили ваши права…

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

5 ноября 2022 Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым подписан Конституционный закон РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан». Одна из его норм предусматривает деятельность региональных представителей.

Сегодня мы беседуем с представителем Уполномоченного по правам человека в РК по Акмолинской области Гульнарой Джанбековой.

– Гульнара Хамитовна, что представляет институт омбудсмена, созданный в нашей стране в 2002 году?

– Институт омбудсмена включает в себя непосредственно Уполномоченного по правам человека, его представителей в регионах, рабочий орган – Национальный центр по правам человека.

При Уполномоченном функционируют консультативно-совещательные органы: экспертный совет, состоящий из лиц, имеющих опыт работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Координационный совет содействует деятельности участников национального превентивного механизма. При этом необходимо подчеркнуть абсолютную независимость участников национального превентивного механизма.

Институт омбудсмена – это не просто орган, призванный реагировать на жалобы граждан, а важный участник процесса реформирования и модернизации всего правового механизма страны.

Уполномоченный по правам человека обеспечивает контроль законности в действиях государственных органов, способствует повышению уровня правовой культуры и формированию правового сознания населения.

Взаимодействие Уполномоченного с международными организациями и партнерами позволяет расширить горизонты правозащитной деятельности Казахстана на международной арене, делая нашу страну более открытой для конструктивного диалога и сотрудничества в сфере прав человека.

– Каков статус Уполномоченного по правам человека в РК?

– Уполномоченный по правам человека – должностное лицо в Республике Казахстан, избираемое Сенатом Парламента по представлению Президента РК в целях обеспечения государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения.

Данный институт призван защищать права человека от посягательств, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы.

Уполномоченный по правам человека – независимая фигура, которая не подчиняется никакому государственному органу и действует исключительно в интересах граждан.

Институт омбудсмена не подменяет высший надзорный орган, суды и органы, осуществляющие досудебное расследование. Задача у него одна, и она определена Конституцией: содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, продвижение прав и свобод человека и гражданина.

– Расскажите подробнее о функциях региональных представителей Уполномоченного по правам человека?

– Задача Уполномоченного сложна и многогранна. Особенно в такой стране, как наша: огромная территория, множество населенных пунктов с различными социально-экономическими условиями.

Для обеспечения эффективной работы и охвата всех регионов в структуре Уполномоченного по правам человека предусмотрены представители, действующие в каждой области и городе республиканского значения.

Она направлена на оперативное реагирование на факты нарушения прав граждан в различных уголках страны.

Представители осуществляют мониторинг ситуации с правами человека на местах, собирают информацию о нарушениях, имеющихся в конкретной области. Важно отметить, что мы не только выявляем нарушения, но и стараемся оперативно решать возникающие вопросы.

В каждом регионе представители принимают жалобы от граждан, направляют их в центральный офис либо, если это возможно, решают проблемы на месте, взаимодействуя с местными органами власти.

Важная часть работы – разработка и реализация рекомендаций на местном уровне. Важно, что такие рекомендации могут касаться как вопросов обеспечения социальных прав граждан (например, в сфере здравоохранения или образования), так и защиты граждан от неправомерных действий правоохранительных органов.

Региональные представители активно участвуют в организации мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности граждан, проводят регулярные встречи с различными группами населения, разъясняя их права и способы их защиты.

– На что чаще всего жалуются граждане? С какими проблемами обращаются к Уполномоченному по правам человека?

– Количество обращений – универсальный индикатор степени удовлетворенности населения уровнем защиты прав человека.

В прошлом году количество обращений в адрес Уполномоченного по правам человека значительно увеличилось.  Так, в офис омбудсмена поступило 6 748 обращений, что на 11 % больше, чем в 2023 году.

После их рассмотрения 94 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 5 – к административной. При содействии представителей Уполномоченного зарегистрировано 4 уголовных дела.

В адрес представителя Уполномоченного по правам человека по Акмолинской области в 2024 году поступило 148 обращений по вопросам медицинского обслуживания, трудового законодательства, деятельности правоохранительных органов, социальным вопросам и несогласии с судебными решениями. Принято 126 граждан. В ходе рассмотрения обращений в адрес уполномоченных органов направлены 14 рекомендаций, по результатам рассмотрения которых нарушения устранены.

Проведено 49 посещений подмандатных учреждений, в уполномоченные органы направлена 201 рекомендация.

– Какие вопросы не входят в компетенцию региональных уполномоченных?

– Важно понимать: наша задача – защита и содействие в восстановлении нарушенных фундаментальных прав человека, то есть право на жизнь, работу, право на оплату труда, образование и так далее. Но есть приобретенные права. К примеру, право на управление автотранспортом. Оно возникает только тогда, когда человек достигает определенного возраста и сдает экзамены. Этими вопросами мы не занимаемся. Для этого есть компетентные органы, деятельность которых, как я сказала выше, мы не подменяем.

Также существуют нормы, по которым Уполномоченный не может вмешиваться: досудебное расследование и отправление правосудия.

Далее: если гражданин недоволен касающимися его решениями или действиями госорганов и организаций, уполномоченных на принятие административных актов, он вправе обжаловать их в порядке Административного процедурно-процессуального кодекса РК.

– Как подать жалобу представителю Уполномоченного по правам человека по Акмолинской области?

– Обращения могут подаваться через портал «e-Otinish», в поисковике надо выбрать: Национальный центр по правам человека. Можно обратиться непосредственно в наш офис по адресу: г. Кокшетау, ул. Абая, 87Б. По всем вопросам можно обращаться по следующим номерам телефонов: 8 (716-2) 50-25-12, 8 (716-2) 52-41-51.

Жалоба направляется на имя Уполномоченного по правам человека в письменном виде заявителем или его законным представителем на государственном или русском языках, в произвольной форме, и должна      содержать сведения о фамилии, имени, отчестве и месте жительства или работы.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Фото предоставлено офисом представителя уполномоченного по правам человека по Акмолинской области.

Читайте также