Шанс на новую жизнь

В 2024 году в Кокшетауский городской центр социальной адаптации обратились 180 человек. Может быть, в масштабах города цифра эта не покажется значительной. Но за ней стоят судьбы людей, многие из которых находят здесь не только кров, но и необходимые каждому поддержку и надежду. Надежду на будущее…

Место, где всегда тепло

Директор центра Алия Ашимова руководит учреждением с 2015 года. За это время центр преобразился: проведен хороший ремонт, закуплено оборудование. В прошлом году приобрели новую мебель в спальни, оснастили кухню, в спортивном зале появились гантели, силовой тренажер и беговая дорожка… Все это делается с одной целью: чтобы получатели услуг могли почувствовать забытый домашний уют.

– Поступают к нам совершеннолетние граждане, не имеющие документов и жилья. Все получатели услуг проходят флюорообследование, медосмотр и санитарную обработку, дезинфекцию одежды и личных вещей. При необходимости получают стационарное и амбулаторное лечение. Мы обеспечиваем каждого трехразовым питанием, спальным местом. Во время пребывания оказывается психологическое сопровождение – наш психолог проводит разминки и тренинги для улучшения психического здоровья и позитивного настроя, – рассказывает Алия Мырзахметовна.

А в это время идет напряженная работа: нужно разрешить юридические вопросы, восстановить документы, ведь до сих пор некоторые получатели услуг центра умудряются жить с «красным» паспортом времен СССР, оформить временную прописку. Недавно документировали Нину Мухину, проведя целое расследование: женщина много лет назад приехала в Кокшетау из Омска, потом снова уехала, опять вернулась…

Некоторые живут в центре дольше положенного года: инстанции, куда обращаются сотрудники центра за подтверждением их личности, не торопятся с ответом. Бывает, что и сами постояльцы не всегда говорят правду, что только запутывает поиски. В некоторых случаях удается разыскать родственников, часть – в других городах.

– При необходимости готовим в медико-социальные учреждения, так как практически у всех есть проблемы со здоровьем, многие перенесли инсульт. Сейчас по новым правилам получатели услуг могут сами выбирать, в каком учреждении региона хотят жить, – отмечает Алия Мырзахметовна.

Есть и еще одно изменение: в перечень лиц, кто может обратиться в центр, теперь включены освобожденные из мест лишения свободы и состоящие на учете в службе пробации. Им помогают пройти медосмотр, найти работу, в целом – социализироваться.

Для тех, кто не хочет менять бродяжнический образ жизни, предусмотрено ночное пребывание. Количество временных «жильцов» в разы увеличивается в морозы – здесь принимают всех, кто приходит, чтобы не замерзли на улице. Им предоставляются спальные места, есть возможность принять душ, поменять грязную одежду на чистую, выпить чашку горячего чая, разогреть принесенную с собой еду. За год за ночлегом обратились 144 человека, из них 53 ресоциализированы, им оказана помощь в документировании. Кому-то помогли найти работу, кого-то определили в медико-социальные учреждения.

Но самое главное для сотрудников центра – помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, не оказаться снова на улице, а найти свое место в обществе. Для этого всем трудоспособным гражданам помогают с работой, остальные по мере возможностей привлекаются к работам по благоустройству здания и территории центра. За год трудоустроены 15 человек, 10 привлечены к общественно полезным работам.

Также для получателей услуг в актовом зале проводят культурно-массовые мероприятия, экскурсии, вместе отмечают все праздники. С учреждением охотно сотрудничают областной русский драмтеатр, областной краеведческий музей и музей им. М. Габдуллина.

– Центр участвует и в общественной жизни города. Получатели услуг помогают общественному объединению «Шанс», библиотеке для незрячих. Систематически оказываем помощь одиноким пожилым людям. Установили табличку на доме, где проживает Казимир Беймарт: «Здесь живет участник Великой Отечественной войны»… – отмечает Алия Мырзахметовна. – Во время паводков у нас жили горожане, дома которых оказались в зоне подтопления и не было родственников и возможности снимать жилье.

Вроде не бездельники и могли бы жить…

У каждого получателя услуг центра своя история. Как правило, грустная. Некоторые возвращаются сюда раз за разом. В основном это мужчины и чаще всего – в возрасте.

Павел – мужчина с образованием. Много лет проработал инженером-механиком на приборостроительном заводе, потом в Васильковском ГОКе. Получил квартиру, где жил с семьей – женой и дочерью, вышел на пенсию. Когда семейная лодка дала течь, мужчина не понял. Развод был для него полной неожиданностью. Налаженный быт, привычная жизнь – все рухнуло в одночасье.

– Прежде чем развести нас, судья спросила жену: «Он пьет? Поднимает на вас руку?» Жена ответила, что нет. «Ну тогда я не понимаю… Как квартиру делить будете?» – удивилась судья. Тогда я ответил, что не надо ничего делить, оставил квартиру семье, теперь уже бывшей, собрал вещи и ушел… У меня же дочка там живет, внуки есть…

Идти было некуда. После недолгих скитаний мужчину нашли на вокзале и привезли в центр адаптации. Здесь он нашел все, что ему было нужно – заботу и внимание, живет уже третий месяц. Сейчас его готовят к переводу в дом престарелых.

– С женой контактов никаких не поддерживаю, а с дочерью общаемся, она иногда меня навещает, – говорит мужчина и отворачивается. По голосу слышно, что с трудом сдерживает слезы.

Валерий не первый раз попадает в центр адаптации и чувствует себя здесь как дома. Каждый раз объявляется без документов. На вопрос, где его удостоверение личности, отвечает: «Потерял…»

– Наш постоянный жилец, – говорит о нем директор.

Когда-то у его семьи был дом в городе. Жилье продали, чтобы переехать в деревню. Там житье-бытье не сложилось, и братья вернулись в город, вот только жилья у них больше не было. После смерти отца брат попал в психиатрическую больницу в Алексеевке, а Валерий сначала какое-то время ютился у знакомых, а потом оказался на улице.

В центре адаптации, куда он сначала наведывался ночевать, ему помогли восстановить документы и найти работу: мужчину взяли дворником в одно из КСК города. Через некоторое время он снова появился в дверях центра: «Документы потерял…»

Сейчас Валерий ждет, пока восстановят его удостоверение личности, чтобы снова вернуться к работе. Говорит, приходили из КСК, звали на работу: дворники нужны.

– Планы на будущее у меня есть. Получить удостоверение, выйти на работу, снимать где-нибудь комнату… Жить, одним словом, – говорит Валерий. – А чтобы больше не терять документы, сделаю себе ксерокопию, а само удостоверение здесь оставлю…

В таких случаях – подход особый.

– Даже когда наши получатели услуг находят работу и начинают получать зарплату, разрешаем пожить у нас еще два-три месяца, чтобы они подкопили денег и могли найти жилье, – рассказывает Алия Мырзахметовна. – Раньше к нам поступали и молодые люди, мы помогали им получить профессию, даже организовывали подвоз до места учебы и обратно. К примеру, Олег Манылов обучился на газоэлектросварщика. Сейчас в основном приходят люди в возрасте. Если не достигли пенсионного возраста, помогаем с трудоустройством. В основном идут в разнорабочие – как правило, образования у них нет… Но даже это может стать значительной поддержкой на пути к полноценной интеграции в общество. Как говорится, было бы желание…

При центре работает диспетчерский пункт. Можно позвонить по номеру 77 49 89, если заметили группу людей без определенного места жительства или человека, которому нужна помощь. За год диспетчер принял 80 звонков. Много это или мало? Целых 80 шансов, что чья-то жизнь изменится в лучшую сторону.

Фотографии предоставлены Кокшетауским городским центром социальной защитии.

Читайте также