В 2024 году в регионе открылось девять комфортных школ на 12 200 мест. С одной стороны, новость отличная: ввод новых ученических мест позволил полностью убрать трехсменное обучение, детям из пристоличного региона больше не надо каждый день ездить в школы Астаны… Но есть и обратная сторона медали: кадровый вопрос, ответа на который не знают даже в управлении образования.
В редакцию «АП» обратилась жительница г. Кокшетау. Она обеспокоена текучкой кадров в школе, где получает знания ее сын. По понятным причинам женщина попросила фамилию и номер школы не указывать.
– Ребенок учится в среднем звене в одной из школ-гимназий, – рассказала она корреспонденту. – С начала года по нескольким предметам не было налажено обучение, почти на каждый урок приходили разные педагоги. Началась уже третья четверть, но до сих пор меняются учителя, сын не успевает запоминать имена… Конечно, успеваемость от этого страдает. Что происходит? Учителям и зарплату повысили, и от лишней работы освободили… А они все равно из школ уходят. Наша классная сказала, что только за две недели сентября уволились десять педагогов…
Насколько остро стоит вопрос с кадрами и что предпринимается, автор материала неоднократно спрашивала на встречах с чиновниками. Каждый раз получала ответ: на педспециальности набор в колледжи и вузы хороший, выделяются гранты акима, проводятся ярмарки вакансий для выпускников вузов и колледжей…
Пока же в ожидании молодых учителей с дипломами привлекаются пенсионеры, частично вопрос решается за счет совместительства. В управлении образования говорят, что дефицит кадров под контролем. Однако…
Факты – вещь упрямая
На 20 января по данным сайта электронной биржи труда enbek.kz в Акмолинской области подано 273 объявления на 295 (!) вакансий. Перед началом третьей четверти их было почти в два раза меньше. Опережают наш регион только Алматинская, Восточно-Казахстанская и Карагандинская области. В общем дефицит учителей по стране около пяти тысяч.
Больше всего педагогов требуется в Кокшетау – 77, в Бурабайском районе – 31, Астраханском – 27, Степногорске – 21, Зерендинском – 17, Целиноградском – 16… От пяти и ниже вакантных мест в школах Косшы, Есильского, Жаксынского и Биржан сал районов. Очень нужны математики, филологи, учителя начальных классов, физики, химии, информатики… Только учителей математики требуется 29.
По словам руководителя управления образования Айнагуль Балташевой, причина нехватки кадров – это отток из городских школ в столицу. Кроме того, в сельской местности есть много нюансов: выпускники не готовы мириться с бытовыми условиями, к тому же в некоторых районах большое количество малокомплектных школ. А там, где мало учеников и есть класс-комплекты (совмещенные классы, к примеру, шестой и седьмой), у предметников недостаточная нагрузка и, как следствие – низкая зарплата. В таком случае учителя вынуждены либо работать в нескольких близлежащих школах, либо отправиться в райцентры или города…
Руководитель ведомства считает, что такая ситуация никак не сказывается на успеваемости детей: если сравнить качество знаний за первую четверть 2023 и 2024 годов, есть даже рост на полтора процента. К слову, на момент нашей беседы в регионе было всего лишь 88 вакансий.
– Для решения проблемы дефицита квалифицированных педагогических кадров продолжается практика выделения за счет средств местного бюджета государственных образовательных грантов для получения высшего педагогического образования. Ежегодно их выделяется порядка 100. Также педагогам, работающим в сельских населенных пунктах, оказывается социальная поддержка в размере 15 месячных расчетных показателей по оплате коммунальных услуг и закупу топлива за счет бюджетных средств… – отмечает Айнагуль Кыдыровна.
Гранты – это, конечно, хорошо, но пока студенты получают знания, цифры на сайте enbek.kz растут…
Завтра они получат диплом…
Студентка Многопрофильного колледжа при Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова Кристина Иванова (имя изменено) учится на 4 курсе, она – будущий преподаватель английского и китайского языков.
– В моей семье много педагогов, что такое работа в школе я знаю хорошо, и в будущем быть учителем не планирую. На практике я столкнулась со множеством проблем: дети не знают предмет, только единицы, кто занимается с репетиторами. Ставить низкие оценки нельзя, потому что потом начинается хождение классных руководителей: «Поставьте Али другой балл, он ударник». Ну и технически школы не готовы. Часто приходилось вести уроки в кабинетах, где нет необходимого оборудования, и я не могу воспользоваться необходимыми аудио- или видеоматериалами, а в изучении языка это важно. Я бы не сказала, что учителя, кто работает уже много лет, сидят сложа руки и не знают о том, что происходит. Просто невозможно бороться с системой, а она далека от совершенства, как и учебные программы, которые не отвечают реальным условиям и возрастным особенностям детей.
В перспективе Кристина планирует получить высшее образование, скорее всего, по другой специальности, не связанной с преподаванием.
У Дианы Журавлевой, студентки Многопрофильного колледжа гражданской защиты, мнение прямо противоположное. Она выбирала будущую профессию осознанно, приехала поступать с аттестатом сельской школы из СКО и за три с половиной года не разочаровалась в выборе.
– Всегда нравилось возиться с младшими сестрами и их подружками, к девятому классу с выбором профессии определилась окончательно. Учиться мне нравится, со второго курса ни одной четверки. Практику проходила в своей школе. Педагог, за которой меня закрепили, много помогала и с подготовкой к урокам, указывала на ошибки, объясняла, как поступить в той или иной ситуации. Мне очень понравилось и общаться с детьми, и готовиться к урокам, и анализировать проведенные занятия: что получилось, что можно исправить, какие приемы дают лучший результат? Это очень интересная профессия. Учитель начальных классов закладывает основы знаний, формирует личностные качества, помогает детям социализироваться и найти себя, – рассказывает Диана.
В планах студентки – работа в школе и высшее образование по педагогической специальности, возможно, в будущем она поменяет профиль и придет в старшую школу предметником. При этом работа в сельской местности ее не пугает, так как там больше шансов устроиться сразу после колледжа.
Как говорится, кто хочет, тот ищет возможность, а кто не хочет – оправдание бездействию. И еще немного статистики: в регионе требуется 20 учителей английского языка и 17 – начальных классов. Многие школы готовы принять учителя и на базе колледжа, и без стажа. Как говорится, было бы желание. И диплом.
Отучился? Иди работай!
Теперь немного о тех счастливчиках, кто получил грант на обучение в вузе. Согласно Закону «Об образовании», образовательный грант – это целевая сумма денег, которую предоставляют студенту на условиях, установленных законом, для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степеней «бакалавр» или «магистр».
Тот же закон предусматривает обязательную трех- или двухгодичную отработку по гранту для таких категорий, как сельская молодежь, поступившая в пределах квоты или по программе «Серпін», студенты педагогических и медицинских специальностей и докторанты, обучившиеся по профилю и др. От отработки гранта освобождаются беременные или имеющие детей до трех лет, лица, имеющие инвалидность 1-й или 2-й групп. Не придется возвращать деньги государству, если отсутствует вакансия в населенном пункте, в котором супруг либо супруга выпускника проживают, работают или проходят службу, а также в случае дальнейшего поступления в резидентуру, магистратуру или докторантуру на грант.
Общаясь со студентами вузов, выяснила: будущие специалисты вовсе не считают учительскую зарплату очень высокой. Для сравнения, по данным enbek.kz, учитель физики в общеобразовательной школе с. Первомайка Астраханского района будет получать, в зависимости от стажа и категории, от 150 до 250 тысяч тенге, в школе-гимназии г. Косшы – от 170 до 200 тысяч, в основной школе с. Белгородское Сандыктауского района – от 90 до 100 тысяч. И это без учета налогов. При этом паблик rabota_kokshetau предлагает помощнику на прием и отпуск товара со склада (парень) 350 тысяч, девушке на ресепшен без опыта работы – 250 тысяч тенге… Так что перспектива отработки или возврата средств будущих педагогов нисколько не пугает: сократить выплаты «помогает» инфляция.
Вы все еще думаете, что с появлением закона «О статусе педагога» все выпускники дружно отправятся в школы? К сожалению, это так не работает. По-прежнему основная доля молодых специалистов – это фанаты, которые хотят нести детям знания. С одной стороны, это хорошо. А с другой – фанатов много не бывает…
Фото с сайта ortcom.kz