«С начала года по рекомендациям сотрудников департамента сэкономлено 1,2 млрд тенге на стадии планирования госзакупок (аналогичный период 2023 года – 1,1 млрд тенге). Совместно с волонтерами сэкономлено 619,4 млн тенге при проведении госзакупок».
Данные, приведенные на брифинге в РСК руководителем областного департамента по противодействию коррупции Асхатом Оразхан, конечно, впечатляют.
Как и приведенные им примеры: «В одной из школ Ерейментауского района изначально планировалось закупить звуковой усилитель для музыкального инструмента за 13,4 млн тенге. После вмешательства департамента купили усилитель менее чем за два млн, сэкономили 12,3 млн тенге».
Из проведенного анализа следует: большинство случаев завышения цен выявлено в организациях образования – 35%, квазигоссектора – 28%, здравоохранения – 17%, ЖКХ – 7%.
Об аналогичных случаях мы читаем, слышим столь часто, что есть основания говорить о завышении закупочных цен как о серьезной и системной проблеме.
Её, как и любую иную проблему, если и не искоренить, то хотя бы минимизировать, можно лишь в том случае, если будут ясны порождающие причины. Но определенного ответа на вопрос: «Почему так происходит? Это кому-то выгодно? Или дело в низком уровне профессионализма?» мы не получили.
Асхат Оразханович предположил, что свою роль играют оба этих фактора: «Есть факты незнания рыночных цен. Есть какой-то интерес. Мы имеем доступ к единому окну госзакупок, видим медианные цены на те или иные закупки. Возможно, что доступ должны иметь все участники госзакупок».
С заключением мониторинговых групп и их рекомендациями согласны не все и не всегда. Но есть возможность аргументировать свою позицию. Как это было в случае с закупом областной больницей многофункциональных кроватей. Волонтеры нашли вариант намного дешевле заявленного. Но доктора доказали, что нужны именно такие: с противопролежневым эффектом, электрическим приводом…
Важнейшее направление работы департамента – внешний анализ коррупционных рисков.
Так, в сфере дорожной отрасли коррупционные риски установлены на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем.
Установленные риски и нарушения рассмотрены на заседании межведомственной комиссии при акиме области. Подписан план по их устранению, исполнение которого находится на контроле департамента. Один из примеров: в Аршалынском районе по проекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги областного значения» установлено завышение сметы на 764 млн тенге. После информационного письма в акимат области цена проекта пересмотрена и за счет образовавшейся экономии построен водоотводной канал в с. Коянды Целиноградского района для безопасного прохождения талых вод в паводковый период.
Совместно с областным департаментом государственной службы восстановлены права почти 300 фермеров: Министерство сельского хозяйства предоставило им доступ для повторной подачи заявок на получение субсидий на сумму более 600 млн тенге.
В результате совместной работы с областным управлением образования утвержден алгоритм предоставления бюджетных заявок и регламентация пошагового порядка их предоставления организациями образования: от сельской школы до администратора программ. Закреплена ответственность первых руководителей организаций образования области за обеспечение проверки сертификатов на их подлинность при трудоустройстве и прохождении аттестации.
Департаментом совместно с управлением образования ежемесячно проводятся сверки отчетов казначейства с системами бухучета. Каждая подозрительная операция проверяется. Уже установлено 45 нарушений на общую сумму 21 млн тенге. Из них: 35 фактов ошибочных перечислений и восемь – завышения авансовых выплат. Изучен каждый факт, 21 млн тенге возвращен, ответственные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Фото предоставлено РСК