Почему продать сложнее, чем вырастить?

«Следует максимально, если будет возможность – в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня».

Из выступления Президента страны Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства 7 февраля 2024 года.

– Владелец ТОО, КХ – это частный предприниматель. Никто не вправе заставить его сеять, допустим, масличные, а не зерновые, брать или не брать кредиты. Он решает сам, – руководитель областного представительства АО «НК «Продкорпорация» Канат Алимов, конечно, прав.

Но все-таки… Не хочется употреблять слово «формально». Поэтому заменим его на «по большому счету».

Это высказывание опытного, грамотного руководителя не переломило тональности острого разговора, состоявшегося на заседании совета по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора при областном филиале партии «AMANAT». Ключевой тезис выступлений: «Если не поможет государство, то кто же?»

– Что делать с кредитами сельхозпроизводителей? Чем помочь? Как все происходящее скажется на будущей посевной? На судьбе задолжавших хозяйств и людей в них работающих? Нет ли угрозы банкротств КХ? Оснований для тревожных прогнозов, к сожалению, более чем…

И все это – несмотря на рекордный за последние годы урожай зерновых. А, возможно, как раз именно это и обострило назревающую проблему. Рынок замер, зерно продать очень сложно. Предлагаемые трейдерами цены ниже себестоимости зерна, вложенных затрат не покрывают.

– Актуальным вопросом является выполнение сельхозтоваропроизводителями кредитных обязательств в рамках программ форвардного закупа и товарного кредита, – этот тезис руководитель отдела земледелия и регулирования зернового рынка областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Марат Саутов аргументировал фактами.

По итогам уборочной кампании намолочено порядка 6,6 млн тонн зерна. На поддержку агропромышленного комплекса области выделено порядка 140 млрд тенге. Из них 46,5 млрд субсидий освоены в полном объеме.

По программе форвардного закупа сельхозпродукции профинансировано 73 СХТП на 9,1 млрд тенге, по товарному кредиту 2024 года – 13 СХТП на 3,7 млрд тенге.

Программы льготного кредитования весенне-полевых и уборочных работ «Кең Дала» и «Кең Дала-2» через АКК и СПК оказали существенную поддержку аграриям области и позволили профинансировать 600 СХТП на сумму 60 млрд тенге.

Но долги, даже выданные на столь благие цели, надо возвращать.

В АО «НК «Продкорпорация» по всем программам возвращено 11,8 млрд тенге, или 51% от общей суммы кредитов.

Для поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, а также для стабилизации цен на рынке зерновых культур по договорам форвардного закупа в текущем году оперативно объявлены цены на закуп АО «НК «Продкорпорация». Обратите внимание на закупочные цены: пшеница третьего класса – 85 000 тенге, пятого – 60 000.

По словам Марата Азаматовича, скоро начнет действовать программа прямого закупа сельхозкультур, это поможет производителям покрыть обязательства перед финансовыми институтами.

Но пока… По информации руководителя областного представительства АО «НК «Продкорпорация» Каната Алимова, по системе форвардного закупа этого года возврат составил 73,5 %. Плюс долги предшествующего года.

По товарным кредитам, реализации продовольственного зерна в качестве семян ситуация еще тревожнее.

Срок исполнения обязательств – первое декабря 2024 года. В случае несвоевременного исполнения обязательств СХТП оплачивает пеню 0,1% от суммы неисполненных обязательств, но не более 30 дней. После этого применяется штраф – 10 % от общей суммы. Принято решение системой прямого закупа поддерживать мелкие крестьянские хозяйства. Крупные ТОО в нее не попадают.

Такие проблемы возникают каждый год. За 2021-2022 годы долги сельхозпроизводителей перед Продкорпорацией составили 1,3 млрд, – информация Каната Алимова еще раз доказывает, что проблема носит системный характер. Но в нашей зерносеющей области она, конечно, острее.

В случае несвоевременной поставки зерна АО «НК «Продкорпорация» будет вынуждено применить пеню и штрафные санкции, воспользоваться правом требования по гарантиям АО «СПК «KOKSHE», предоставленным в счет обеспечения исполнения договоров.

Заместитель председателя правления АО «Социально-предпринимательская корпорация «KOKSHE» Еркебулан Баяхметов предлагает продуманную систему мер. Кардинально они проблему, конечно, не решат, но временно сгладить ее остроту могут. Делать это необходимо уже потому, что часть хозяйств действительно может прийти к банкротству. Чтобы закрыть требования перед Продкорпорацией, гарант кредитов – СПК будет вынуждена через суд изымать землю у сельхозтоваропроизводителей, продавать ее на аукционе.

По образному сравнению Еркебулана Еркешевича, СПК становится «мальчиком для битья», хотя решение о кредитовании самостоятельно не принимает, это делается через координационный совет, рекомендации акима района, Продкорпорации. Но отвечать перед финансовыми институтами приходится им. Общая задолженность сельхозпроизводителей по всем программам очень велика. С каждым днем хранения зерна на элеваторах (тем более вне их), ситуация усугубляется.

– Просим простые и понятные вещи: пролонгировать исполнение обязательств сельхозпроизводителями до 1 марта 2025 года без применения штрафных санкций и прочих комиссий за пролонгацию. Организовать погашение обязательств сельхозтоваропроизводителей перед Продкорпорацией путем поставки сельхозпродуктов поставщиками без привязки к году возникновения задолженности, – эти предложения АО «СПК «KOKSHE» реализуются главным образом на правительственном уровне. Но донести их до министров могут и депутатская фракция партии «AMANAT», и руководители областных профильных ведомств.

На заседании совета вновь шла речь о том, что надо уходить от монокультур, больше сеять масличных.

Наверное, это справедливо. Но ответов на то, какой будет цена на те же масличные через год-другой, никто дать не может. Найдутся ли рынки сбыта для производимой из них продукции? Изменится ли логистика, делающая наше зерно и другую сельхозпродукцию неконкурентоспособными на мировых зерновых рынках? Ведь цены в Китае, Узбекистане… не наше правительство устанавливает. За пределами нашей страны желающих продать зерно по цене не выше 70 тыс тенге множество.

Сельхозпроизводителей государство должно поддерживать. И оно это делает. Но, вероятно, поддержка нужна не только финансовая. Специалисты (у нас целое Министерство торговли и интеграции есть, и дипломаты тоже) должны озаботиться поиском стабильных, гарантированных рынков сбыта.

А сельхозпроизводителям и впрямь пора учиться не только высокие урожаи собирать, но и просчитывать: что именно и сколько сеять, как продать и где хранить, если сразу сделать это не удастся.

Помню, как несколько лет тому назад удивляли сюжеты программы «Время»: испанские фермеры заблокировали дорогу, высыпав на нее тонны непроданных апельсинов, перед зданием парламента европейского государства выливают тонны нереализованного молока… Европейские фермеры как-то научились решать эти проблемы. Научимся и мы.

Читайте также