Как обменять или вернуть товар?

Представьте: вы купили в магазине желанную вещь, пришли домой в предвкушении, а она не работает. Что делать в таких ситуациях? Оставить все как есть или идти и отстаивать свои права? И как это правильно делать с точки зрения закона?

К примеру, вы приобрели электрический утюг с гарантией, проверили его в магазине. Вечером решили погладить брюки, и оказалось, что режим глажки паром не работает. В соответствии со ст.15 Закона РК «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или безвозмездного устранения недостатков товара. Кроме того, ваше право требовать возмещения расходов на устранение недостатков товара; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены или вовсе расторжения договора и возврата денег.

Рассмотрим ситуацию дальше. На следующий день вы обратились в магазин, проверили вместе утюг, режим пара действительно не работает. Продавец предлагает обратиться в сервисную компанию для проведения проверки.

В данном случае продавец действует согласно п. 2 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей». В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости провести дополнительную проверку качества товара в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.

В сервисной компании после проверки составили акт о том, что имеется заводской недостаток, который ремонту не подлежит. Акт потребитель передала продавцу, который после его изучения предложил утюг другой марки. Потребителя предложенный утюг не устроил, поскольку в нем отсутствовал режим пара.

Согласно п. 4 ст. 29 закона, если продавец (изготовитель, исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Потребитель потребовала возврата денег, однако продавец отказался вернуть деньги.

В этом случае потребитель в порядке ст. 42-4 закона обратилась с письменной претензией к продавцу с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за товар суммы.

При расторжении договора расчеты с потребителем производятся так: в случае повышения цены на товар – исходя из его цены на момент расторжения договора, а в случае снижения цены – исходя из цены товара на момент покупки.

После получения претензии продавец вернет деньги за утюг.

***

ЗНАЙ ЗАКОН!

От неизвестного производителя

Во время планомерной работы по защите потребителей в Акмолинской области проведена закупка некоторых продуктов. В Кокшетау в закупочную корзину попал чай «Анчан».

Продукт неизвестного производства был направлен в санитарно-гигиеническую лабораторию РГП на ПХВ «Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы» для проведения комплексных исследований на соответствие техническим регламентам Таможенного союза. Согласно протоколу исследований образца пищевой продукции, на товаре нет маркировки на государственном языке; не указаны показатели пищевой ценности и сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО. Кроме того, на упаковке указаны сразу два срока годности, нет сведений о производителе и его адреса; отсутствует декларация.

Во время еще одной контрольной закупки в фокусе внимания оказались картофельные чипсы «Spiker» (80 г) и галеты «Ночи Парижа (200 г), оба товара производства РФ. Продукты были также направлены в лабораторию.

Согласно протоколу, на этих товарах не указаны сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО, нет маркировки на государственном языке, не указаны рекомендации и (или) ограничения по использованию.

Оба индивидуальных предпринимателя были привлечены к административной ответственности в виде штрафа 30 МРП.

Департамент по защите прав потребителей напоминает, что использование казахского и русского языков в Казахстане в маркировке товаров зарубежного производства – это не только требование закона, но и важный элемент обеспечения доступности и информированности для всех граждан страны. Двуязычие в маркировке помогает как носителям казахского, так и русского языка легко ориентироваться в составе и характеристиках продукта. Это важно не только с точки зрения соблюдения национальных стандартов, но и с точки зрения здоровья и безопасности потребителей.

Потребителям нужно помнить, что отсутствие данных на этикетках затрудняет проверку качества и безопасности продукта лабораториями санитарно-эпидемиологического контроля. Поэтому не советуем покупать продукты неизвестного происхождения и не прошедшие предпродажный контроль.

Советуем потребителям требовать фискальные чеки и декларации о соответствии. Информацию об их наличии можно самостоятельно проверить на сайте Евразийской экономической комиссии во вкладке «Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии».

Декларация о соответствии должна содержать следующие сведения:

наименование и место нахождения заявителя;

наименование и место нахождения изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

заявление заявителя о безопасности пищевой продукции при ее использовании в соответствии с назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Подготовила Айдана САДВАКАСОВА,
по информации ДЗПП.

Читайте также