ВОПРОС – ОТВЕТ
Мы продолжаем публикацию популярных вопросов жителей Акмолинской области и комментариев областного департамента торговли и защиты прав потребителей.
– Во всех пунктах торговли есть проблемы отсутствия ценников, обсчетов, обвесов. Как вести себя покупателю, как изменить ситуацию?
– Потребителю необходимо знать, что обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) – это административные правонарушения, за которые предусмотрено взыскание в соответствии со статьей 190 Кодекса РК об административных правонарушениях.
При обнаружении этих правонарушений потребителю необходимо обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по Акмолинской области, в чьи компетенции входит рассмотрение подобных дел и привлечение к административной ответственности.
– Должен ли покупатель доплатить разницу при повышении стоимости товара в случае обмена товара аналогичной марки (модели, артикула) ненадлежащего качества?
– В таких случаях потребитель при повышении стоимости товара разницу не доплачивает, поскольку, в силу требований пункта 7 статьи 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», при замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.
– Обязательно ли наличие маркировки на государственном и русском языках в случае наличия декларации о соответствии продукции требованиям технического регламента?
– Наличие декларации о соответствии продукции требованиям технического регламента не освобождает от обязательства наносить на упаковку информацию о продукции на русском и государственном языках. Согласно пунктам 3 и 7 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», информация о товаре доводится до сведения потребителя на казахском и русском языках в документации, прилагаемой к товару, на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Информация о товаре на одном языке либо на иностранном языке считается не предоставленной.
– В магазине купил рубашку, при этом на ярлыке указан только бренд, отсутствует информация об уходе и стирке. Однако после стирки цвет рубашки поменялся, она стала бесцветной, видимо, из-за несоблюдения температурного режима стирки. Если бы я знал об этом, то, наверное, рубашку бы не испортил. Могу ли я возместить ущерб?
– Конечно, можете. В соответствии со статьями 24 и 25 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставлять потребителю информацию о товарах, в том числе сведения о назначении и об условиях эффективного и безопасного применения товара, а также иные сведения, которые в соответствии с законами РК являются обязательными для предоставления потребителю либо предусмотрены договором, заключенным между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем).
Продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от изготовителя соответствующей информации о товаре. При этом, согласно пункту 2 статьи 27 закона, продавец обязан информировать потребителя о возможном риске и об условиях безопасного использования товара. При этом, если для безопасного использования, его хранения, транспортировки или утилизации необходимо соблюдать специальные правила, то изготовитель обязан указать их в документации, прилагаемой к товару, на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Таким образом, продавец не предоставил полную и достоверную информацию о свойствах материала, правилах ухода за рубашкой, что в итоге привело к порче имущества.
Возместить ущерб можно на основании статьи 31 указанного закона, продавец обязан в полном объеме возместить вред, причиненный имуществу потребителя вследствие неполной, недостоверной или несвоевременной информации о товаре, также в течение десяти календарных дней со дня подачи требования должен дать ответ потребителю о возмещении вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя.
– Что делать, если нагрубил продавец в магазине?
– В первую очередь необходимо пригласить администратора либо руководство магазина, чтобы зафиксировать грубость продавца и потребовать извиниться за такое обслуживание (это будет являться дополнительным доказательством в случае обращения в суд).
Затем на имя руководства написать претензию с указанием ваших требований (уволить или привлечь к ответственности продавца, а также администратора, если он не предпринял каких-либо действий по урегулированию этой ситуации).
Соберите доказательства некорректного отношения продавца у стоящих рядом покупателей, охраны, администратора. Уточните данные продавца и зафиксируйте разговор с продавцом и администратором на диктофон или на фото и видео.
Согласно статье 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавцу запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото- и видеосъемки. Если по результатам обращения руководство магазина не приняло никаких мер, вы можете урегулировать проблему в досудебном порядке, обратившись с письменным заявлением в общественные объединения потребителей. Они предоставят квалифицированную помощь.
В случае непринятия мер со стороны магазина к этому продавцу, необходимо обратиться с иском в суд о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда с приложением подтверждающих материалов.
Андрей ПЕТРОВ,
по информации ДЗПП Акмолинской области.