«Главное: я в театре»
Думаю, не одно поколение людей, пишущих о театре, благодарит великого Станиславского и за его «Не верю!», и за «Театр начинается с вешалки». Не счесть публикаций, начинающихся именно с этих цитат. Ну и я этой участи избежать не смогла.
В театре действительно нет мелочей, но кто лучше других понимает, как зрителя с первых минут погрузить в атмосферу высокого и нетленного искусства? Кто помогает коллективу создать произведение под названием «драматический спектакль»? Кто умеет и на поводу невысоких запросов массовой культуры не пойти, и финансовую прибыль, хоть невеликую, для театра извлечь?
Кто должен быть хорошим психологом и политиком, уметь договариваться со всеми: и с актерами, каждый из которых единственный и неповторимый, и с руководством, от которого немало зависит?
Очевидный ответ на эти и множество других подобных вопросов раскрывает многогранная личность директора областного русского драматического театра Бейбута Бахтыгереева.
Такой он – «внесценический персонаж», остающийся за кадром. Но везде и всюду в театре чувствуется рука и безупречный вкус Бейбута Салаватовича.
Закрытие 47-го театрального сезона: камерный струнный оркестр, садовая лавочка пушкинской эпохи, гостей встречает «сам» Александр Сергеевич. Ведь весь сезон на сцене блистали герои его «Станционного смотрителя», и именно этот спектакль с триумфом пронесся по городам и весям, гастрольным и фестивальным.
Открытие сезона 48-го – осенняя элегия: одинокий саксофон, опавшие желтые листья, шаль, «забытая» на скамье, гости угощаются глинтвейном, согревающим в промозглый вечер.
Наверное, вкус большей частью даруется человеку на генном уровне. Мальчишка из рыбацкого атырауского поселка первый в своей жизни спектакль увидел в восьмом классе. Это был «Беу, кыздар-ай!» в постановке народного театра из райцентра. Влюбился в театр сразу и навсегда.
Написал в «Дружные ребята»: «Где учат на актера?» Вместо педагогического училища, куда намеревался поступать раньше, пошел в девятый класс, видел себя на сцене.
И много позже, уже став студентом Алматинского театрально-художественного института, стал понимать, что способность отличить подлинное от мнимого, высокое от низменного у него из детства в рабочем поселке, где людей ценили по делам их, где бабушка помнила каждое слово эпосов о Кобланды батыре, Кыз Жибек… И так красиво читала их вечерами.
В прославленной «Жургеновке» студент Бахтыгереев учился на новом тогда отделении «Организация и планирование театрально-зрелищных мероприятий». Сожалений, что не стал актером, не испытывает: «Главное, что я в театре».
В Кокшетау выпускник с красным дипломом добирался долго. Ехал в провинциальный Целиноград, а оказался в столице. Но, собственно, поэтому город и выбрал, знал о перспективах. Проработал несколько лет, не скрывает, что на переезд в Кокшетау сподвигнул его «квартирный вопрос».
Но не сразу. В 2002 году побродил по нашему городу, и после столичной, не останавливающейся ни на час, стройки, уж очень сонным, мрачным он ему тогда показался. И это был тот случай, когда первое впечатление оказалось обманчивым. Второй раз приехал в Кокшетау в 2013 году. Город принял переполненного планами и идеями директора Акмолинского областного русского драматического театра, а Бейбут Бахтыгереев вместе с театром принял, полюбил наш город. И шаг за шагом движется к амбициозной (других у него просто не бывает!) цели – сделать Кокшетау «театральной Меккой».
Зрителя надо растить
В апреле 2015 года первых маленьких зрителей уже встречала кукла-талисман по имени Топ-Топыч – хозяин нового «Киндер-театра». Зрители улеглись на подушки, удобно разместились на мягких пуфиках и стали полноправными участниками сказочного действа. Благо, вставать с мест, трогать руками актеров и кукол не возбраняется.
Более того, на каждом из следующих спектаклей, коих уже и не счесть, они и цветы в корзину Аленушки собирают, и снежками ватными друг в друга бросают… Иначе трех-пятилетним театралам и полчаса высидеть сложно.
Так что «В театр пойдем?» маленькие кокшетауцы произносят, как только разговаривать сносно научатся.
– Ваш «Киндер-театр» уникален. Сейчас во многих городах пытаются делать частные бэби-театры. И там больше анимации, чем театра. У вас – планка высокая даже на спектаклях для самых маленьких, – говорит режиссер из соседнего Петропавловска Елена Покрас.
Недавно наши дети увидели поставленную ею «Маленькую колдунью» по сказке Отфрида Пройслера. Часовое представление с наивными на первый взгляд, но такими глубокими диалогами героев о добре и зле – это уже для детей, из «Киндер-театра» вырастающих, готовых к спектаклям на большой сцене.
– Я это уже видел, когда будет новый спектакль? – следующий вопрос наших маленьких театралов. Ответом для них становятся и «Веселый Роджер», и «Буратино», и «Тайна потерянного времени»…
– Не понимаю людей, которые говорят: «Сказку поставить несложно». На своем опыте убедилась в правоте сентенции «для детей надо ставить так же, как для взрослых. Только лучше», – говорит главный режиссер театра Ольга Луцива. – Репертуар нужно подбирать тщательно. «Фиксики» приходят и уходят, а «Золушка», «Девочка со спичками» остаются…
Становятся наши дети подростками, юношами, и многим из них не до театра. Но на «Голоса в темноте» (драматург – Камилла Ибраева), для кого-то абсурдный, для кого-то комичный «В ожидании Годо», «Сиротливый Запад» многие все-таки придут. И друзей приведут.
Тем более, что эти спектакли проходят не на большой сцене, а в притягательной для молодежи неформальной атмосфере на новых, придуманных креативным директором сценических площадках «Арт-студия» и «Арт-пространство».
Вот так, шаг за шагом, коллектив театра растит своего зрителя. И чуть ли не на каждом заседании худсовета Бейбут Салаватович вновь и вновь повторяет: «Зрителя надо воспитывать, но не идти на поводу у той части, которая приходит в театр только развлечься. Планку опускать нельзя».
«Все флаги в гости к нам». И режиссеры тоже
Чутье на таланты присуще тем, кто сам им не обделен. Если бы не умение Бейбута Салаватовича распознать потенциал режиссера, убедить приехать к нам, средства для этого изыскать (дело очень непростое), то не увидели бы мы «Плаху», «Чичикова» и «Пошту» в постановке киргизского режиссера Шамиля Дыйканбаева, спектаклей «Река Потудань», «Тиль Уленшпигель», «Расемон» российского режиссера Баатра Колаева, «Калека с с острова Инишмаан» Рачи Махатаева, работающего сейчас в Караганде, поставленных астанчанином Игорем Сединым спектаклей «Хижину» и «Полковник – птица»…
Три года назад в Санкт-Петербурге на международном театральном фестивале маститые критики поначалу не могли поверить, что спектакль «Чичиков» поставлен областным театром: «Это уровень республиканского».
Сейчас это трудно представить, но могли бы остаться без пронзительного «Лютого», трогательного «Станционного смотрителя», ироничного и необычного «Волки и овцы». Их режиссер – Тимур Кулов. Заприметил молодого татарского режиссера Бейбут Бахтыгереев на фестивале «Буа: пространство диалога», где наш театр бывал не единожды.
«Лютому» и «Станционному смотрителю» аплодировали не только акмолинцы, но все, кому посчастливилось увидеть эти спектакли во время гастрольных туров и фестивалей. И не только в Казахстане.
В сентябре этого года на III Международном театральном фестивале «ӘБІШ ӘЛЕМІ», организуемом международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), «Станционный смотритель» завоевал Гран-при как лучший спектакль. В номинации «Лучшая режиссура» победителем стал его режиссер Тимур Кулов.
А человек, благодаря которому триумф нашего театра и случился, заслуженный деятель культуры РК Бейбут Бахтыгереев удостоился высокой награды – медали «За заслуги в культуре Тюркского мира».
– Мечтал поставить «Расемон» уже лет 15. Не получалось, потому что не мог найти актрису для главной роли, – делился в интервью нашей газете Баатр Колаев. – И только в вашем театре увидел Нургуль Джунусову.
И все наши поработавшие во многих театрах гости отмечают: «У вас работать очень интересно. Актерский состав слаженный, профессиональный, много истинных талантов».
На фоне приглашенных известных и наши режиссеры отнюдь не теряются, не «блекнут». Уже не один год на «Панночке» режиссера Ольги Луцивой зал не пустует. Его и в дальнем зарубежье на фестивале «Пять вечеров на Кипре» успели в «допандемийное» время показать. Ну и какой же Новый год без искрометной «Ночи перед Рождеством»!
А как Ольга Богдановна умеет передать глубину казахского эпоса и поэзии! Поставленные ею «Коней своих не прерывая бег…», «Бейбарс» – тому зримое подтверждение.
«Зрители каждые нужны, зрители каждые важны». Большая их часть выросли в СССР, приверженности традициям соцреализма (надо сказать, не самое худшее направление в искусстве) изменять не хотят и не будут. Имеют право. И как же они (и не только они) любят спектакли «Саня, Ваня, с ними Римас», «Варшавскую мелодию», «Кавказскую историю», поставленные Василием Гречанниковым.
Репертуар театра велик и разнообразен. Новых постановок столько, что у актеров «день за три» идет. Только в прошлом сезоне – 13! 372 спектакля на четырех площадках, 400 000 тысяч зрителей, гастрольные туры в Астане, Шымкенте, Атырау, Астрахани, пять международных фестивалей: в Атырау, российских Кинешме, Владимире, Москве, Санкт-Петербурге.
И за все этим – «рука» маэстро Бахтыгереева.
Международные театральные фестивали «Teart-Kokshe» – особая страница в истории театра.
Первый – в 2019 году. «Невидимые миру слезы» организаторов, навсегда утраченные нервные клетки Бейбута Бахтыгереева остались за кулисами. Спектакли театров из нескольких стран шли на трех кокшетауских сценах одновременно. Это был такой театральный пир для гурманов!
Об уровне фестиваля и впечатлениях участников можно судить по словам известных в мировом театральном сообществе членов жюри.
Лаша Чхартишвили, театровед, член международной ассоциации театральных критиков: «Кокшетау – маленький город на севере Казахстана, принимает первый международный театральный фестиваль «Teart-Kokshe».
Рядом с Бейбутом Бахтыгереевым в осуществлении его идеи встал не только творческий и технический персонал его театра и местные власти, но и его зарубежные друзья, ставшие участниками первого международного фестиваля «TeArt Kokshe». Уверен, что фестиваль станет традиционным и займет почетное место в списке международных фестивалей».
Нина Мазур, театровед, театральный критик, драматург, член Германского центра Международного института театра и Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО): «Фестиваль атмосферный, полный любви и уважения друг к другу. Сделанный друзьями и для друзей. Фестиваль, который делает друзьями прежде незнакомых друг другу людей. Творческая, особая атмосфера отличает этот фестиваль».
Армине Оганесян, театральный критик, арт-директор Международного театрального фестиваля «Пять вечеров на Кипре»: «…Полное ощущение того, что мы находимся в большом театральном городе. Я вижу реакцию зала, вижу переполненные залы не только на спектаклях, но и на обсуждениях. Вижу ваши глаза. Рада, что познакомилась с этим театром. В разных спектаклях мы видим разных актеров. И понимаю, что в этом театре очень сильная, достойная труппа.
Меня удивило, что на обсуждение остается такое количество зрителей. Великолепный уровень организации.
Все это, конечно, благодаря директору театра Бейбуту Салаватовичу. Хочу особо сказать об этом человеке, потому что буквально год назад он задумал фестиваль. Уверена, что фестиваль будет жить дальше».
Владислав Терещенко, заведующий кафедрой актерского мастерства театрального института им. Щукина: «Кокшетау на сегодня – театральная столица, где в интернациональном котле театральных судеб мы вместе готовим атмосферу любви и радости и дарим эту светлую жизнь человеческого духа нашим зрителям. Кстати. На всех (!) спектаклях – аншлаги! Зрители только что на люстрах не висят. На обсуждении спектаклей членами жюри – полные залы! Удивительно! Люди умоляют (!) дать билет за деньги на любой спектакль! Удивительные дела творятся на земле казахской в театральном городе Кокшетау, который стал театральной столицей в эти дни»…
Не меньше эмоций вызывал и второй фестиваль, и третий… На третий год, помимо фестивальной программы, Бейбут Бахтыгереев «пробил» и международную театральную лабораторию. Мастер-классы, тренинги для актеров, театральных менеджеров, журналистов, пишущих о театре, проводили мэтры ГИТИСа.
Праздником театрального искусства и мастерства стали и четвертый, и пятый фестивали.
Бейбут Салаватович обладает умением убедить, обосновать, заручиться поддержкой. Возможно, это качество врожденное. Но скорее его приобретают те, кто убежден в своей правоте, важности и нужности инициативы, кто любит театр и свой коллектив так, как Бейбут Бахтыгереев!
Здоровья Вам, дорогой директор, новых постановок в нашем театре, гастролей и фестивалей!
Фото предоставлено АОРДТ.