С каждым годом все больше внимания уделяется проектной деятельности школьников. Работа с исследованием – это не просто получение знаний, отмечают педагоги. Создавая проекты, дети учатся выявлять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты, работать с разными источниками информации. При этом практические решения могут быть самыми разными…
Фрезерный станок Владислава
Семиклассник общеобразовательной школы села Каменка Сандыктауского района Владислав Клименко – очень разносторонний мальчик. Любит спорт, в частности, волейбол. Неравнодушен к готовке, особенную радость он ощущает, когда готовит для близких.
– С появлением в школе нового IT-кабинета у меня возник интерес к робототехнике. Задумался, а что если самому попробовать собрать станок, который автоматически фрезерует и гравирует? На просторах интернета нашел подходящий чертеж для создания рамы. При работе с электроникой прислушивался к рекомендациям учителя информатики Виктора Сергеевича, – рассказывает Владислав.
Фрезерный станок с системой числового программного управления работает через компьютер с использованием специального программного обеспечения. По мнению мальчика, процесс изготовления различных моделей помогает развивать навыки, которые будут полезны не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности.
– Сборка станка является бюджетным вариантом самостоятельного изготовления фрезерного оборудования для небольших мастерских или домашнего использования, – поясняет руководитель проекта Виктор Тюков.
О возможностях дополнительного образования в сфере технического творчества рассказала директор школы Юлия Радецкая:
– В сентябре мы приобрели STEM-кабинет по робототехнике с различными наборами. Большой интерес вызвал лазерный станок, на котором ребята могут изготавливать детали для своих новых моделей. Также на базе нашей школы ведется кружок по робототехнике.
К слову, в этом году в конкурсе технического изобретательства в регионе приняли участие в школьном этапе 100 участников, из них на областной уровень вышли 22 школьника.
Умная остановка Сулухан
С ростом урбанизации, увеличением количества транспорта возникла проблема централизованного управления движением и создания благоприятных условий для передвижения городского населения. Быстро меняющееся время диктует новые условия организации городского пространства. Ученица 10 класса школы-лицея г. Щучинска Сулухан Амангельды предложила свою модель теплой остановки.
Разработка проекта заняла полтора года. По словам школьницы, она изучала опыт установки подобных остановок в других странах – США и Нидерландах. А потом адаптировала такую конструкцию к нашим погодным условиям.
– Некоторые остановки в нашем городе находятся не в лучшем состоянии, и это усложняет жизнь горожанам. Проект разработан для создания благоприятных условий для пассажиров и сокращения времени ожидания общественного транспорта, – рассказала руководитель проекта, учитель информатики Асель Габдуллина.
Сулухан отметила, что внутри остановки предусмотрена сенсорная карта маршрута автобусов, датчики GPS для отслеживания автобусов, онлайн-книги, чтобы проводить с пользой время ожидания автобуса, кофемашина, розетки для зарядки телефонов, видеокамеры и кондиционер с автоматическим подключением.
Разработка Сулухан Амангельды приняла участие в конкурсе научных проектов, где жюри высоко оценило работу школьницы и отметило его пользу.
К слову, проект также учитывает потребности людей с особыми потребностями, что повышает его социальную значимость.
Асылхан и его команда
Ученик NIS г. Кокшетау Асылхан Кали занимается разработками в сфере безопасности дорожного движения. Вместе с командрой школьник разработал устройство «Aq Zhol», которое не дает водителю заснуть за рулем и наблюдает за его поведением. Изобретение уже удостоилось первого места в конкурсе стартап-проектов «NURIS Hardware Challenge 2.0».
– Мы разработали двухкамерный видеорегистратор с системой наблюдения за состоянием и поведением водителя. Наше устройство не дает заснуть человеку за рулем и постоянно наблюдает за его поведением. Таким образом, появляется возможность предотвратить дорожно-транспортные происшествия. Над проектом мы работали больше полугода. С каждым конкурсом расширяем функционал устройства, – рассказал Асылхан.
К слову, на конкурсе юноша был единственным школьником, его соперниками стали студенты Назарбаев Университета, столичного университета IT, Казахстанско-Британского технического университета.
Асылхан разрабатывает своей проект с командой единомышленников, в которую вошли 13 учеников.
– Я понял, насколько важно работать в команде. Когда мы работаем вместе, получается в 13 раз быстрее. Самое главное – реализуем проекты, которые способны изменить этот мир в лучшую сторону, – добавил Асылхан. – Я верю в потенциал IT и планирую связать свою жизнь с менеджментом. Мне нравится создавать что-то важное в команде. На моих глазах рождались новые кадры, новые таланты. Например, можно было сказать, что у нас нет 3D-моделиста и закрыть дело. А мы искали и находили специалистов в других городах и странах.
Команда стала резидентом технопарков некоторых престижных казахстанских вузов. Их работа вошла в тройку лучших среди 24 тысяч других, ребята представляли Казахстан в самой масштабной ярмарке научных проектов в США. Но на достигнутом ребята не останавливаются. Вместе с учениками NIS г. Тараза они продолжают работу над проектом.
Подготовил Султан ГАЛЫМОВ.