Если товар оказался подделкой…

Об исследованиях, проведенных в нашем регионе Мангистауским областным обществом по защите прав потребителей, на брифинге в Региональной службе коммуникаций рассказала его представитель Жанна Биатан.

Она отметила, что для полноты исследований в регионе были закуплены более двух десятков образцов продукции и переданы для комплексного исследования в аккредитованные лаборатории: «Национальный центр экспертизы» Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава РК, АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» г. Кокшетау, Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы Медцентра Управления делами Президента РК, Национальный центр экспертизы и сертификации г. Астаны для определения соответствия требованиям безопасности и качества.

– Для продовольственных товаров мы провели исследования на определение микробиологических, химико-физических, органолептических показателей, а также на определение в составе продукции жирно-кислотного состава, ДНК животных и ГМО. По их результатам выявлено, что социально значимые продовольственные товары, в частности, многие иностранные продукты, не соответствуют заявленным характеристикам и показателям. В некоторых были обнаружены ДНК свинины и курятины вместо говядины, очень многие содержали ГМО, и, к сожалению, об этом производители не извещали. Масложировой состав в некоторых маслах ниже нормы, как и количество молочнокислых микроорганизмов в сметане, – отметила спикер.

По ее словам, в Акмолинской области из 28 образцов продовольственной продукции только пять оказались безупречного качества и соответствовали требованиям технических регламентов и стандартов, два продукта и вовсе оказались просроченными.

Во многих продуктах, привезенных из России и Белоруссии, отсутствовала информация на государственном языке. Некоторые продтовары были непонятного происхождения, отсутствовала информация о наименовании и адресе производства. Попадались продукты, привезенные из Кореи, без сертификата и декларации о соответствии техническому регламенту Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» и «О безопасности упаковки».

– Помимо несоответствия продукции техническим регламентам, были нарушены права потребителей, предусмотренные Законом РК «О защите прав потребителей». К примеру, в некоторых торговых точках не принимали оплату картой, при покупке не выдавали фискальный или товарный чеки, – подчеркнула Жанна Биатан. – Для проведения полной и комплексной экспертизы в некоторых лабораториях Акмолинской области не оказалось аккредитации на некоторые продовольственные товары, а также непродовольственные электробытовые товары, поэтому нам пришлось направить товары в Астану.

Также спикер отметила, что во время работы выяснилось: доказать факт покупки небезопасного товара обычному потребителю перед проверяющими органами очень сложно. Фото магазинов и денежные переводы не являются достаточными доказательствами, если даже был указан адрес продажи.

– Другая проблема заключается в том, что если покупателю не выдали фискальный чек, то свои права защитить практически невозможно. Об этом говорит Предпринимательский кодекс, – пояснила представитель Мангистауского областного общества по защите прав потребителей.

– К примеру, потребитель купил сыр известного производителя и обнаружил, что он оказался подделкой… Куда может обратиться покупатель? – спросили корреспонденты «АП».

– Если есть фискальный чек, в первую очередь надо обратиться в департамент санитарно-эпидемиологического контроля, по ст. 425 Административного кодекса на недобросовестных продавцов налагаются значительные штрафы – от 30 до   2 000 МРП. Для возврата денежных средств можно обратиться в департамент по защите прав потребителей, если причинен вред, то возможно возмещение и морального ущерба. Если нет фискального чека, то факт покупки можно доказать так: еще раз купить товар, сфотографировать или снять на видео момент покупки товара на кассе и передачу денег. Выйдя из магазина, снять его снаружи на камеру и прокомментировать ситуацию. Загрузить видео на сервис eOtinish или отправить фотографии, а если возникнут технические проблемы, отправить материалы на электронную почту департамента. С вами свяжутся и примут соответствующие меры, при правильном алгоритме действий можно довести дело до суда, – проинформировала Жанна Биатан.

Читайте также