В декабре будет представлена дорожная карта трансформации системы технического и профессионального образования Казахстана. Как будут меняться колледжи страны, директорам акмолинских организаций ТиПО рассказала во время своего визита в регион заместитель Премьер-министра РК Тамара Дуйсенова.
На совещании в Многопрофильном инновационном колледже с. Красный Яр Тамара Дуйсенова отметила: в своем Послании народу Глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил 2025 год Годом рабочих профессий и поручил провести реформу системы ТиПО. Изменения уже разработаны, все они направлены на повышение эффективности подготовки будущих специалистов.
Во-первых, как рассказала заместитель Премьер-министра, необходимо провести профилизацию коллледжей, чтобы в каждом регионе они готовили специалистов самых востребованных профессий – к примеру, в западных областях Казахстана упор нужно будет делать на нефтегазовую отрасль.
– В структуре занятости Акмолинской области большая часть трудоспособного населения занята в отрасли сельского хозяйства и в сфере услуг. Это значит, что надо готовить больше квалифицированных специалистов для этих отраслей, – сказала Тамара Дуйсенова.
Кроме того, все колледжи страны планируется поделить на три лиги. От этой градации будет зависеть объем получаемого учебным заведением образовательного заказа. Она подчеркнула: будет проведена оценка качества работы организаций ТиПО, изменен подушевой норматив финансирования. Для колледжей, которые внедрили международные отраслевые стандарты, где большая часть выпускников сертифицированы и имеют высокий уровень средней зарплаты, будут предусмотрены стимулирующие выплаты.
Заместитель Премьер-министра также сказала, что считает неправильным ситуацию, в которой абитуриенты, вне зависимости от количества набранных при поступлении баллов, получают одинаковые гранты на обучение в вузах.
– Мы предлагаем ввести частичные гранты. К примеру, ребята, которые набрали более 115 баллов, получат полный грант, а те, чей результат от 100 до 115 – только 50% стоимости обучения. При этом у молодых людей будет и другой путь. Мы планируем внедрить программу, по которой студенты, поступившие в колледж после 11 классов, по окончании обучения могут поступить в вуз сразу на третий курс. То есть те, кто получил лишь частичный грант, могут поступить по госзаказу в колледж, бесплатно отучиться и сэкономить деньги. А затем пойти в вуз – либо по госзаказу, либо заплатив всего за два года обучения, – объяснила Тамара Дуйсенова.
Она подчеркивала: государство должно быть готово принять возрастающее число выпускников школ. Это неизбежно, потому что численность населения страны постоянно растет. Если в 2003 году в Казахстане было около 250 тысяч первоклассников, то в этом году – уже 350 тысяч. Это не очень характерно для северных регионов страны, а значит, нам необходимо привлекать больше студентов из других регионов.
Во время своей рабочей поездки по области Тамара Дуйсенова посетила не только колледж в селе Красный Яр, но и новое общежитие Высшего технического колледжа Кокшетау. В пятиэтажном здании на 300 мест есть медицинский кабинет, центр студенческих инициатив, комната инклюзии. Кстати, уже сегодня в этом колледже учатся не только акмолинские студенты, 29 студентов прибыли из Мангистауской области.
Вице-премьер также посетила недавно открытый первый в регионе детский сад для детей с инклюзией и ІТ школу-лицей им. аль-Фараби.
На базе детского сада, который уже посещают 77 детей с особыми потребностями, Тамара Дуйсенова провела совещание по вопросам развития дошкольного воспитания и обучения. В частности, была презентована система ваучерного финансирования детских садов. Средства по программе будут распределяться не дошкольным учреждениям, а перечисляться на счета родителей, которые самостоятельно будут выбирать детские сады. Таким образом деньги будут «следовать за ребенком».
Заместитель Премьер-министра отметила, что необходимо продолжить процесс синхронизации образовательных программ детсадов с начальными классами школ, чтобы детям было легче осваивать школьную программу.
– Детские сады, школы, колледжи и вузы должны стать единой, преемственной, многоуровневой системой развития личности. В этой связи регионам даны конкретные поручения по вопросам финансирования, синхронизации и совершенствования учебных программ, повышению квалификации педагогов, – отметила Тамара Дуйсенова.