Под мелодии бессмертных кюев

«Здесь ли Сара? Пусть выйдет навстречу, Биржан сері приехал – певец. Кто лучше Сары владеет речью? Но нынче в ауле ей будет конец».

«Ты мудрый, я думала, ты ж ничтожен. Подобных тебе я, Биржан, не люблю. Я меч-наркескен, что вынут из ножен. Шею свою береги – разрублю. Останется только облако смрада, если тебя изобью языком…»

В эти дни в областном историко-краеведческом музее, кажется, вновь зазвучали голоса двух великих казахских акынов, состязавшихся в одном из самых знаменитых песенных поединков в Степи.

Под мелодии бессмертных кюев нашего великого земляка Биржана сал, арий из оперы «Биржан и Сара» рассмотреть бесценные артефакты эпохи вошедших в историю певцов-импровизаторов и просто подумать над тем, что подлинное искусство вечно – большая удача.

К этому очень располагает передвижная выставка «Жетісудың Сарасы – бар қазақтың арасы», посвященная 190-летию годовщины со дня рождения Биржана сал Кожагулулы. Посетить ее можно до 26 сентября.

Сотрудники Жетысуйского историко-краеведческого и мемориального музея Акын Сара, что на ее родине, тщательно отбирали экспонаты. Все они передают характер той давней эпохи и подчеркивают, что высокое творчество побуждает к созданию новых произведений уже в наши дни.

В центре экспозиции – портреты Сары Тастанбеккызы и Биржана сал Кожагулулы. В 1871 году уже известный и маститый 37-летний акын Биржан сал Кожагулулы специально поехал в Семиречье, чтобы увидеть юную красавицу Сару, голос которой звучал все громче, а слава о ее   таланте дошла до самого казахского севера.

Несколько дней длился поединок двух талантливых айтыскеров, сотни людей внимали каждому их слову. Задорный пролог, приведенный нами в начале материала, сменялся лирическим воспеванием красоты родных мест, силы и могущества их родов. В обличении социальных пороков общества они были едины.

– Сложно сказать, насколько это непревзойденный диалог двух поэтов-импровизаторов, в котором оба акына раскрывают социальные проблемы, вместе с тем рассказывают и о красоте родного края, так виртуозно владея поэтическим слогом, оппонируя и в то же время дополняя друг друга. Только истинный ценитель искусства может понять, насколько уникальна творческая натура каждого из поэтов. В этом и ценность айтыса Биржана и Сары, – говорил на церемонии открытия выставки заслуженный деятель РК, писатель Жабал Ергалиев.

Победу в айтысе одержал наш великий земляк. Но это как раз тот случай, когда   побеждает искусство. Страстный призыв 18-летней Сары к любви и счастью вдохнул надежду и уверенность в души тысяч казашек: «Женщина, кляни рождение свое. Ведь житье без воли – скверное житье. Каждый олух может, заплатив калым, взять тебя, как у старьевщика тряпье». Гордая Сара, которая говорила о себе: «Я Сара, дочь Тастанбека, я горда, словно конь, что первый приз берет всегда. Полюбилась мне домбра в тринадцать лет, поражений я не знала никогда».

И как это созвучно словам Биржана сал: «Биржан я, Кожагула сын. На свете никому не делал зла, спины не гнул, не клянчил и не льстил, Что поэту восхваленье и хула?!»

Айтыс Сары Тастанбеккызы с Биржаном сал передается из поколения в поколение как образец высокого искусства поэтического состязания. Записан он со слов Сары хаджи Жусупом Шайх-Исламулы. Впервые опубликован в 1898 году в Казани. На основе этого айтыса в 1946 году композитор Мукан Тулебаев написал оперу «Биржан и Сара». Среди экспонатов – его фрак и сакральная для каждого маэстро дирижерская палочка.

Первыми исполнителями партий Сары и Биржана стали Куляш Байсеитова и Анварбек Умбетбаев. Представленную на выставке афишу оперы 1957 года можно сравнить с современными как свидетельство неразрывной связи времен.

Думаю, что не только мне, но и каждому посетителю выставки очень захотелось поехать в столицу, на прекрасной сцене «Астана опера» еще услышать оперу, либретто которой заканчивается словами: «А на высокой скале у истоков   водопада – Биржан и Сара. Им не суждено было соединиться. Но история их любви осталась в памяти народа, и песни Биржана поют новые поколения влюбленных».

Фото Карима САБЕКОВА.

Читайте также