Увы, сегодня этот вопрос можно отнести к числу риторических. Очевидно, что ответить на него некому.
Нынешнее весеннее половодье и обильные летние дожди обнажили проблему, обостряющуюся с каждым годом: нет у нас специалистов водного хозяйства, ирригаторов. Получившие образование в приснопамятной советской системе выходят на заслуженный отдых. У современных молодых людей профессиональные приоритеты (и не только они) иные.
Но экспертные заключения при проектировании любого объекта лицензированными фирмами выдаются. Только сделанные в них прогнозы часто не достоверны.
Чем это чревато, мы, к сожалению, видим на примере строительства общежития Высшего технического колледжа г. Кокшетау. В нем получают качественное образование по очень нужным специальностям ребята не только из нашей области. Выпускники буквально нарасхват. И очень важно, чтобы во время учебы жили они в комфортных помещениях, где вечерами время могли провести интересно и с пользой.
Но имеющее, по определению директора колледжа Акнур Еслямовой, архиважное значение общежитие строится уже четыре года. Проект корректировался дважды. Его стоимость от первоначальных 900 млн тенге выросла до 1 млрд 400.
Первый раз корректировался из-за повышения цен на строительные материалы, второй – потому что высоту здания пришлось поднимать на метр. «Пришли грунтовые воды». В экспертном заключении, разрешающем строительство здания именно на этом месте, такая возможность исключалась.
Только ли грунтовые воды виноваты в том, что сдача в эксплуатацию здания общежития колледжа вновь оказалась под угрозой срыва, пытались разобраться на совместном заседании комиссии партийного контроля и совета по противодействию коррупции при областном филиале партии «AMANAT».
В любом случае даже после заселения студенты вряд ли смогут заниматься спортом в борцовском, тренажерном залах. Обустроить их планировалось в цокольном этаже. Во всяком случае в этом году точно не смогут.
– Никто не ожидал, что придут грунтовые воды, – таков ключевой тезис заместителя руководителя областного управления строительства, архитектуры и градостроительства Нияза Байгожина. – Авторы проекта – «Архитектурное Бюро KZ» – экспертное заключение гидрогеологов об их отсутствии получили. По мере необходимости в проект коррективы вносили. К строителям тоже претензий нет. Подрядчик добросовестный.
Воды в цокольный этаж пришли весной. Поначалу решили, что это – «верховодка». Видимо, большей частью так и было. Но половодье закончилось, дренажную систему сделали, а часть воды в подвале все-таки осталась. Тогда и стало очевидным, что воды все-таки грунтовые. Здание строится в низине, при наших рельефе и почве достаточно чуть повыше массивное здание построить, чтобы подземные воды именно в нем поднялись.
«В связи с этим подрядной организацией на основании проектного решения автора проведены дополнительные работы по устройству гидроизоляции внутри стен подвального помещения на стыках пола и стен. После очередных проливных дождей в подвале заметно уменьшилось скопление воды, но все же поступление грунтовых вод продолжается».
После этого на совместном совещании автором проекта решение о необходимости дополнительных работ было все-таки принято: ниже стыка монолитной плиты и ФБС установить дренажный колодец, провести предварительную обработку бетонных конструкций и стен составами типа «Пенетрон».
У директора колледжа Акнур Еслямовой немного иная версия происходящего. Если бы руководство колледжа не «било во все колокола» вплоть до заявления в прокуратуру, а тем более подписало бы акт о приемке в эксплуатацию, то жить бы новоселам-студентам в комнатах с непременными спутниками сырости – плесенью и грибком:
«Здание подтапливает с мая. Заказчики все обращения оставляли без внимания. Ошибки были допущены на стадии проектирования и нулевого цикла. Наши преподаватели – инженеры-строители уже тогда доказывали, что монолитную плиту надо пропитывать гидроизоляционным материалом – пенетроном. Подрядчик был готов к дополнительным работам: «Скажите, что и как делать, мы сделаем». Указания от заказчика и автора проекта поступили только в августе. Начинается учебный год, мы – в цейтноте».
Вот так. Когда завершатся работы, когда руководство колледжа, занимающее принципиальную и абсолютно верную позицию, подпишет акт о приемке здания в эксплуатацию, сказать сегодня сложно. А значит, долгожданное вселение в новый комфортный студенческий дом может в ближайшее время и не состояться.
Понесет ли ответственность фирма, гарантировавшая, что грунтовых вод нет? Вряд ли. Во всяком случае прецедентов в стране нет. Да и всегда можно доказать, что на момент проведения экспертизы их действительно не было.
Для того чтобы сделать прогноз по алгоритму: они появятся в том случае, если… нужны специалисты-водники экстра-класса. Коих в целом по стране сейчас нет.
Возможно таковыми станут будущие выпускники нового университета водного хозяйства и ирригации, открывшегося в этом году в Таразе. Но ждать их минимум четыре-пять лет. И, как показывают итоги нынешнего набора в вузы, не рвутся наши выпускники школ на инженерные специальности. Образовательные гранты получают абитуриенты, едва-едва набравшие необходимое для обучения в вузах количество баллов. А то и вовсе гранты остаются невостребованными. Так что, увы, обоснованный скепсис есть.
Что касается заказчика…. Работу более 120 строящихся в области объектов курируют восемь (!) специалистов областного управления. То есть на каждого как минимум по 15 приходится. И все непростые: школы, больницы… И далеко не везде и всегда подрядчики добросовестные. И система тендеров далека от совершенства…
Ответственности с них никто, конечно, не снимает. Но как бы и этих специалистов не потерять. Зарплата у них… В серьезной частной фирме получали бы куда больше.
В числе принятых на заседании рекомендаций: усилить общественный контроль. Возможно, рациональное зерно а этом есть. Но поднять профессионализм кадров все-таки гораздо важнее. И многократно сложнее. А без этого никак.