Почти всегда, получив профессиональное образование и устроившись на работу, молодой специалист вынужден поначалу несколько месяцев осваивать нюансы производственного процесса, о которых не имел представления во время учебы. Такая адаптация до недавних пор воспринималась как неизбежный этап становления будущего профессионала. Но сегодня работодатель хочет видеть в претенденте на рабочее место специалиста с практическим опытом. При этом он вовсе не против принять вчерашнего выпускника колледжа и вуза, понимая перспективность молодого сотрудника. Так почему бы не «присмотреть» его для себя заранее, еще во время учебы, предложив поработать по специальности?
Казалось бы, система дуального обучения нужна и важна, потребность в дуальном образовании растет с каждым годом. Но если заглянуть внутрь этого процесса, обнажается целый «букет» проблем. Во-первых, для организации дуального обучения необходимо участие работодателя в процессе подготовки специалистов среднего звена, понимание с его стороны, какой специальности обучать на практике. Ведь зачастую, принимая студентов на производственную практику, руководители предприятий задействуют их в качестве подсобных рабочих: дворников, маляров и т. д. Во-вторых, потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. В-третьих, сами студенты не находят для себя перспектив, овладевая рабочей профессией. Их цель – получить диплом и только…
Как же решить эти проблемы? Один из вариантов – создание конкурентной среды для организаций дуального обучения. Со стороны потенциальных работодателей это конкуренция в предоставлении ресурсов для дуального обучения, как производственных, так и человеческих. Работодатель, желая получить студентов для дуального обучения, должен на конкурсной основе отобрать претендентов, соответствующих требованиям предприятия, обеспечить практикантов грамотными наставниками, рабочими местами, составить программу обучения.
Чтобы такое желание и возможности появились у работодателя, его должно поддержать государство. В таком случае по окончании производственной практики предприятие получит грамотного, владеющего практическими навыками работника. В свою очередь студент, желающий обучаться по дуальной программе, должен быть заинтересован в этом. В основе интереса – гарантия трудоустройства, достойная заработная плата.
Дуальное обучение представляет собой инновационный и эффективный подход к подготовке квалифицированных специалистов, соответствующий вызовам современного рынка труда. Объединяя теоретические знания с практическим опытом, оно формирует компетентных профессионалов, способных применить свои знания на практике, решать реальные задачи и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы.
Успешное внедрение и совершенствование дуального обучения требует сотрудничества всех заинтересованных сторон: учебных заведений, предприятий, правительства, а также активного участия студентов и родителей.
Ольга ГРИГОРЬЕВА,
преподаватель специальных дисциплин Высшего технического колледжа г. Кокшетау.