Микрокредиты и макроответственность: как урегулировать кредитную задолженность

Что делать заемщику, если возникла ситуация, когда был пропущен очередной платеж по кредиту или в ближайшее время с трудом получается исполнять обязательства по договору займа. Об этом Fingramota.kz рассказал Ербол Омарханов, директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК).

– Что нужно знать заемщикам, имеющим просрочку по микрокредиту?

– Процедура урегулирования просроченной задолженности в микрофинансовых организациях (МФО) происходит в соответствии со статьей 9-2 Закона о микрофинансовой деятельности. В ней содержится определенный порядок по срокам уведомления о наличии просрочки, порядке взаимодействия с должником, способы решения спора о задолженности. В любом случае, МФО обязана всегда уведомлять заемщика о просрочке, чтобы это не стало для него неожиданностью. В этом уведомлении должна содержаться информация:

– о возникновении просрочки по исполнению обязательства по договору о предоставлении микрокредита и необходимости внесения платежей с указанием размера просроченной задолженности на дату, указанную в уведомлении;

– о праве заемщика – физического лица по договору о предоставлении микрокредита обратиться в микрофинансовую организацию;

– о последствиях невыполнения заемщиком своих обязательств по договору о предоставлении микрокредита.

Это обязательное требование для всех МФО, суть которого заключается в том числе в рассмотрении разных вариантов выхода из сложной ситуации, в целях улучшения финансового положения должника.

Если раньше МФО могли игнорировать предложения заемщиков о предоставлении отсрочки или нового графика погашения, то теперь в законе установлена обязательная процедура досудебного урегулирования спора, которую МФО обязаны выполнять. И только после отсутствия договоренности между заемщиком и МФО о способах урегулирования спора о задолженности микрофинансовая организация вправе приступить к процедуре взыскания долга в принудительном порядке через суд.

– Какие распространены кейсы, с которыми сталкивались в своей работе?

– В задачи АМФОК не входят функции по защите прав потребителей финансовых услуг. Но если проанализировать все обращения граждан в ассоциацию, то в первую очередь заемщики обращались к нам с просьбой оказать содействие в предоставлении отсрочки в связи с трудными жизненными обстоятельствами. В таких случаях мы помогали заемщикам с разъяснением их прав по закону о микрофинансовой деятельности, связывали их с МФО. Скоро, кстати, вступят поправки в закон, согласно которым для разрешения таких споров будет создан институт микрофинансового омбудсмена. Он будет рассматривать все споры о задолженности между МФО и заемщиками и выносить решения, обязательные для исполнения микрофинансовыми организациями.

Поделюсь последним кейсом: к нам обратился отец заемщика МФО с просьбой о предоставлении отсрочки по кредиту в связи с тяжелой болезнью его сына. Отец не знал, в какой МФО его сын имеет долг и на какую сумму. После выяснения всех обстоятельств нам удалось найти всю информацию и помочь человеку.

Часто обращаются родители или близкие родственники клиентов с просьбой установления запрета на выдачу займов их родным. Зачастую эти клиенты увлекаются азартными играми, берут онлайн-кредиты и снова все проигрывают, оставляя свою семью в тяжелом материальном положении. К сожалению, зависимость от игромании разрушила жизни и семьи многих наших граждан. После обращения родных мы в некоторых случаях также оказывали содействие в вопросах взаимодействия с МФО, в рамках урегулирования спора о задолженности.

– В последнее время все чаще можно встретить объявления в соцсетях от «посредников», которые помогают урегулировать просроченный платеж, насколько это законно?

– На просторах интернета появляются разные консультанты, эксперты, помощники или, как их еще называют, помогайки, которые за вознаграждение обещают заемщикам решить вопрос с МФО и договориться об отсрочке или добиться списания займа. По сути, они обманывают доверчивых граждан и загоняют их в долговую яму. Ведь согласитесь, что деньги за услуги помогаек лучше направить на погашение долга, тем  более что МФО обязана рассмотреть заявление заемщика бесплатно о предоставлении отсрочки или нового графика по кредиту. Возникает вопрос – зачем платить разным помогайкам, посредникам, когда заемщик может бесплатно решить вопрос с отсрочкой по займу напрямую с МФО. Микрофинансовая организация не вправе отказать заемщику по вопросу урегулирования спора о задолженности. Человек и так попал в сложную финансовую ситуацию, а тут появляются разные посредники и предлагают свои сомнительные услуги, усугубляя его финансовое положение. Поэтому рекомендуем обращаться сразу напрямую в МФО, если у вас возникла просрочка по кредитам, предложив разные варианты и пути решения проблемы.

– Какие еще можете дать советы гражданам во избежание допущения просрочки по займам?

– Совет простой – всегда оценивать свои финансовые возможности перед обращением в МФО и понимать о последствиях невозврата займа. Кредиты бесплатными никогда не бывают и за их обслуживание всегда взимаются проценты, а если возникает просрочка, то сверх процентов начисляется пеня, портится кредитная история.

Кроме того, в процессе принудительного взыскания через суд на должника накладываются ограничения, и сумма долга взыскивается уже по решению суда через судебных исполнителей.

Не доверяйте разным помогайкам и посредникам, их цель – взять с вас деньги за то, что кредитные организации обязаны делать бесплатно. И повышайте свою финансовую грамотность!

fingramota.kz.

Читайте также