Как защититься потребителю

С введением контроля мобильных переводов во многих торговых точках региона перестали принимать оплату онлайн-переводом или через QR-код. Жители, не имея при себе наличных, вынуждены искать либо банкоматы, либо другой магазин, где их все-таки обслужат. Как рассказал на брифинге в РСК руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Ерлан Аубакиров, такие нарушения на сегодняшний день продолжают выявляться.

– Сейчас многие совершают покупки с помощью безналичных платежей. Особенно популярным способом расчета оказалась оплата QR-кодом. Но с учетом введения контроля мобильных переводов участились случаи отказа принятия онлайн-перевода через QR-код за товар в торговых точках и магазинах.

Это нарушение, – отметил Ерлан Ермекович. – Если покупатель столкнулся с тем, что у него не принимают оплату удобным для него способом, он может обратиться к нам в ведомство с жалобой либо подать ее через информационную систему «Е-otinish».

К слову, об этом неоднократно говорили и налоговики: если покупатель платит картой или через приложение банка, т.е. через QR, по этим транзакциям предпринимателям надо платить налоги. Чтобы избежать этого, многие продавцы настаивают на расчете наличными: соответственно, сумма нигде не фиксируется и чек не выдается, что тоже является нарушением.

– Чаще всего такие ситуации возникают на рынках, в торговых домах. Продавец выставляет условие: оплата наличными за товар будет, к примеру, 5 000 тенге, а через QR-код 6 000. Это как раз тот случай, когда продавец перекладывает свои обязательства по уплате налогов на потребителя. Это незаконно, – дополнил Ерлан Аубакиров.

Руководитель департамента пояснил, какие подтверждения случившегося нарушения нужно предоставить при подаче жалобы. Покупателю необходимо все зафиксировать на фото-, видео, с указанием места и времени, где и когда приобретался товар. В принципе, этого будет достаточно для принятия соответствующих мер.

Также глава ведомства разъяснил, что превышение 15-процентной надбавки на стоимость товара повлечет административную ответственность на основании статьи 204-4 Кодекса «Об административных правонарушениях Республики Казахстан». В первый раз нарушителю грозит предупреждение. За совершенное повторно в течение года нарушение налагается штраф – на субъекты малого предпринимательства в размере десяти, на субъекты среднего предпринимательства – в размере 75, на субъекты крупного предпринимательства – в размере 300 месячных расчетных показателей.

Рассказал Ерлан Ермекович и о реализации проекта «Сапалы өнім», разработанного по поручению Президента РК.

– Этот проект направлен на обеспечение продовольственной безопасности на внутреннем рынке и защиту прав потребителей. В прошлом году благодаря этой программе исследовано более десяти товаров, по которым, из-за несоответствия качества, были отозваны декларации и приостановлена их реализация, – отметил Ерлан Аубакиров.

Напомним, алгоритм реализации проекта «Сапалы өнім» предполагает проведение ряда мероприятий. Среди них контроль общественными объединениями и ассоциациями мест реализации товара, выполнения работ или оказания услуг, доступных для потребителей. При этом общественники вправе инициировать проведение экспертизы качества и безопасности товаров, работ и услуг, а также предъявлять иски в суд в интересах потребителей. При выявлении нарушений прав и законных интересов потребителей информация об этом будет направляться в соответствующие государственные органы, а также предоставляться  субъекту контроля.

Таисия СВЕТЛАЯ.

Читайте также