Поразительно, сколь мы, современные люди, подвержены воздействию общепринятых, пусть и никем не утвержденных установок, как легко проникают в наше сознание клише и стереотипы. Даже в отношении многообразной, всеобъемлющей природы, которую, как ни странно, воспринимаем не единым, цельным уникальным творением, а фрагментарно и избирательно.
В родном казахстанском «измерении» и то чувствуется некая зашоренность. Стоит заговорить о Синегорье, как в воображении непременно Сфинксом всплывает Бурабай и ассоциативно вспыхивает штамп «казахстанская Швейцария», хотя наш дивный ландшафт с бирюзовыми вкраплениями озер сформировался раньше. При этом совершенно упускаем из виду находящиеся в окружии Кокшетау бесподобные чаши Имантау и Жаксы-Жалгызтау, бьющееся об утесы микроморе Шалкар и сказочную Зеренду. Павлодарская же земля магнетически сопрягается с овеянным легендами и преданиями Баянаулом, Алматы – с грандиозными снежными пиками Алатау… И так по любому региону: если навскидку, лишь два-три примера придут на ум.
Не слишком ли мы строги в «фильтрации» ценностей и раритетов? Ведь получается, что знаковые уголки местностей, памятники культуры и истории у нас как будто наперечет. Многое остается на втором и третьем, а точнее выражаясь – на заднем плане, почти выпадая из поля зрения.
Думаю, это не вполне справедливо.
И в простых вещах, предметах и явлениях можно разглядеть неброскую, но чарующую и чистую красоту. Надо только пристальней в них всмотреться, вникнуть в их сущность и суть, ощутить скрытую от верхоглядства и небрежения глубину, выцелить «особинку».
И таких «особинок», «камерных» раритетов, причем разного плана, у нас повсюду немало. Пора, отбросив всякую местническую застенчивость, знакомить с ними страну. Это обогатит наших граждан, расцветит палитру Отечества, еще более возвысит дух патриотизма, выражаемого в почитании не только всей огромной страны, но и малой родины, любимого края, его истории, культуры, традиций.
Способствовать этой задаче отчасти будет и наша рубрика «Туған жер» («Родная земля»), которую сегодня открываем иллюстрированным репортажем «Сад камней Қоңыр адыр» о причудливых и возбуждающих фантазию объектах ландшафта Аршалынского района Акмолинской области.
Название заметок непроизвольно навеял монастырь Рёандзи («храм, где покоится дракон») в Киото, который я посетил в 1995 году. Именно здесь находится знаменитый Сад пятнадцати камней, манящий многочисленную публику со всего света.
Собственно, это обычный средневековый сад, с карпами и экзотическими растениями, с каменным фонарем, каменной же свечой и так называемым сухим пейзажем – комбинацией камней в песке. Магическая притягательность этой искусственно-природной композиции заключается в том, что ни из одной точек осмотра невозможно «объять» взором все 15 камней, а ведь каждый тщится обнаружить у себя сверхзрение.
Впрочем, и дракона за половину тысячелетия никто из посетителей не обнаружил, тогда как аршалынский гранитный гигант метров на двадцать миллионы лет назад распластался в урочище Қоңыр адыр на хребтине сопки. Местами истрескался, придавленный спудом времен, расшатанный разрыв-льдом, исхлестанный ветрами, но грозный облик все еще сохранил.
Японский садовник-оригинал философской композицией из камней хотел сказать, что человек никогда не достигнет высшей степени совершенства, а на буром мелкосопочнике, как с казахского на русский переводится название урочища, творила природа. Гораздо масштабней и внушительней.
Сегуну Сикаку, правителю Страны восходящего солнца в XIV веке, феодалы привозили для облагораживания поместья огромные валуны, которые считались шикарным аристократическим подарком. Но куда выразительней природные монументы, вследствие магматического выплеска образовавшиеся в казахской степи.
Вокруг одного из них, часто останавливаясь, то приближаясь, то отходя, я бродил более получаса. Сначала глыба напомнила волну с занесенным гребнем. В другом ракурсе, по подсказке краеведа Ерекболата Кабылды – склонившегося батыра, словно чем-то опечаленного. Действительно, в тверди нижнедевонского периода профиль, шлем и согбенный корпус различимы. А согласно народному поверью, это – высунувшаяся из земли голова змеи, стерегущей целебный родник. Если вглядываться издали, и вправду рисуется такой образ. Вот вам уже три «прочтения», возможны и иные. Исторически же, волей населения возобладала «змеиная» версия, за «многоликим» камнем закрепилось имя – Жылантас, для жителей Аршалы и окрестных сел он священен.
А что означают зияющая дыра под монолитом и бороздки у его основания? Надо полагать, подкоп и использование подъемного транспорта. Но, похоже, задействованной технике исполин оказался не по тяге. И грустно от мысли, что, вероятней всего, украшение живописной всхолмленной долины пытались изъять для превращения в щебень…
В районе ведутся разработки в 37 карьерах, откуда скальная масса поступает на дробилку и далее в «грохоты», на щебеночный и асфальтовый заводы, комбинат строительных конструкций и материалов, завод железобетонных шпал…
Позарились, было, горнодобывающие компании и на «каменные гряды» урочища, но на защиту Басакиной балки – так раньше назывался этот уникальный участок земли – поднялись стар и млад. Цитирую судью районного суда Ержана Кумисбекова по статье «Как жители Аршалынского района отстояли Басакину балку», опубликованной информагентством Kokshetau Asia 22 октября 2021 года: «Люди подали иск, потому что Басакина балка для жителей района имеет ценность, поскольку здесь имеются растения и птицы, занесенные в Красную книгу Казахстана. Кроме того, в урочище есть чистейшие природные подземные родники, вода в которых не уступает по своему составу минеральным водам, а само оно расположено в непосредственной близости к важному стратегическому объекту, а именно Вячеславскому водохранилищу, которое снабжает питьевой водой столицу».
Для закрепления успеха природный ландшафт Қоңыр адыр вскоре был внесен в список памятников историко-культурного наследия региона, в котором значатся сопка Аюлы (Сторожевая гора), более двадцати курганов, родовой пантеон и другие сакральные объекты.
Напомню также, что неподалеку от Аршалов, в ауле Танагуль родился выдающийся государственный деятель Жумабек Ташенов, истинный патриот Казахстана, решительно заявивший в лицо Никите Хрущеву: «…Если произвольно менять границы национальных республик, то к чему конституции республик? Никому не позволено, ни одному органу менять нормы конституций республик! В случае если будут нарушены положения Конституции, то мы будем вынуждены обратиться в международные организации!»
Поэтому вполне закономерно главная улица районного центра названа в честь великого земляка, спасшего Казахстан от утраты территорий. По ней мы и направились в «долину каменных фантазий». Пересекли торгово-деловой центр, отметив обилие вывесок на латинице и присутствие сетей TechnoDom и «Биосферы». Аршалы по статусу – п. г. т., но милая сердцу сельская идиллия пока вполне не изжита. Что подтвердила стая гусей, чинно шествовавшая в сторону магазина «Олимп».
И застряли на «переправе». Знаменитый карьерский мост над речным обрывом был перекрыт локомотивом, что таскает вагоны со щебенкой. Мост этот и железнодорожный, и пешеходный, и автомобильный. Весь в выбоинах от колесищ большегрузов, движение которых вообще-то запрещено, но неостановимо. Многие со страхом на него заезжают.
Выходим, качая головами. Надолго ли заминка? За несколько минут скапливается полтора десятка авто. Между прочим, это главная пропускная точка на трассу Астана – Караганда.
– На весь день закрыли!.. – угрюмо швыряет сигарету водитель из передней машины. – Пути ремонтируют.
Мост – головная боль аршалынцев. Местное начальство лет двадцать обещает построить новый, капитальный, да что-то дело дальше благих намерений не идет.
Подчас, если сошла вода, выручает старый мостик через старицу, которому за шестьдесят годков. Узенький (рослый человек может ладонями обоих его бортов коснуться), невзрачный, да крепко сваренный. Им мы и воспользовались.
В итоге были вознаграждены прогулкой по «парку доюрского периода», изобилующему замысловатыми творениям тектонических сил. Каких только чудищ ни повидали! Речь наша превратилась в сплошные междометия и возгласы, выражавшие как ужас, так и восторг.
Опишу лишь несколько диковинных махин.
Первой мы увидели каменную «пару». Рассматривали с разных сторон, и потому, что нас было трое, выдали, подобно слепцам из индуистской притчи, ощупывавшим слона, три точки зрения.
– Это Кит и Черепаха!
– Дельфины в синхронном прыжке!
– Нет же, окаменевший ящер распростер крылья!
Поспорили, как водится, но после диспута и пристального визуального изучения многотонных масс согласились друг с другом.
Легко и единодушно распознали Носорога, уж больно четко по его корпусу распределились вековые складки, отделяющие разные части «туши». Почти как у тигра «в разрезе» из «Полосатого рейса».
Подле одного чудища поломали голову. Игуану, ехидну припомнили, комодского варана, и все же сочли, что даже последний менее отвратителен. Все сравнения меркли, казались жалкой натяжкой в сравнении с этим монстром, изверженным матерью-землей, исчадием ада, не иначе. Неужели мы в этой «номинации» мировые ужастики превзошли?! Вот бы киноманы сравнили…
Наконец, Ереке, инициатор поездки и добровольный гид, предложил:
– А теперь я вам покажу Человека-великана, вернее, то, что от него сохранилось.
Мы снова запылили по полевой дороге к очередному гранитному феномену.
В пушкинской поэме «Руслан и Людмила» фигурирует гигантская голова. Нам же предстояло сфотографироваться на фоне грандиозной ладони. Впрочем, и сидючи в ней самой. Подъехав, обомлели. Пять исполинских пальцев. Один – полуотвалившийся. Из груди с хрипом вырвалось:
– Да это же Беш Бармак!
– Вот-вот! На что я и намекаю. Обедать пора, – согласился Ерекболат Амангельдиевич и, выдержав гроссмейстерскую паузу, добавил: – А перед обедом руки следует помыть. Следующий пункт нашей экскурсии – ручей Бас Акын.
Басакина балка издавна славится студеными ключами. Мы подъехали к самому посещаемому роднику, изливающемуся в березняке. Журчит свой добрый напев, как акын, радуя приклоняющихся к воде и утоляющих жажду (ох, не все преклоняются главному источнику жизни на Земле – животворящей влаге, в сторонке – кучи мусора и хлама…). В азарте припали к струям, зачерпывая руками, кружки наполнили. Да залпом сок земных недр не пьется: холоден, аж зубы ломит!
Люди впрок запасаются басакинской негазированной. При нас семья заполняла фляги и бутыли по принципу «сколько в багажник вместится». Мы набрали полуторалитровую бутылку из-под «Сарыагаша» для лабораторных исследований. Е. А. Кабылда затем передал ее в РГП «Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы Медицинского центра Управления делами Президента РК на праве хозяйственного ведения».
Экспертиза выявила: концентрация pH в родниковой воде составила по спецпоказаниям 6,88 при норме 6,0-9,0, общая жесткость 2,13 при «планке» 7,0, содержание металлов приближено к «нулю», другие составляющие тоже отменны.
Изысканной влагой запивали припасенную в дорогу домашнюю снедь, комфортно разместясь в беседке на берегу водохранилища. Здесь крытых, оберегающих от дождя строений несколько. Хочешь – любуйся окрестностями или рыбачь, загорай на меленьком, курортной шлифовки песочке (таковой, увы, и с производственных участков ветрами разносится), отдыхай себе в удовольствие. Удивило отсутствие людей в погожий субботний день бабьего лета.
Восхитительная красота окружала. Сверкала под солнцем бескрайняя водная гладь. Березово-осиновые рощицы на склонах пылали багрянцем и светились позолотой – пышная оправа каменных россыпей Аршалы.
И этот волшебный мир, полный загадок и чудес, «затаился» в каких-то семидесяти километрах от Астаны… Совершенно непростительно, что в пристоличном районе толком не развивается инфраструктура, не разрабатываются туристические маршруты, не проводятся слеты юных натуралистов и экскурсии для детей, которые могли бы стать не менее увлекательными, чем посещение различных диснейлендов. Диснейлендов много, а Қоңыр адыр – один-единственный во всем мире. Как Сад пятнадцати камней или Самоцветная полоса Урала, «малахитовая шкатулка» которого не бриллиантами заблистала, а простыми и полудрагоценными камнями, такими как топазы, турмалины, аметисты и горный хрусталь.
Дорогие соотечественники, давайте открывать «затерянные» «малые миры» Казахстана, больше о них рассказывать и всемерно заботиться, делая общим достоянием народа и всего человечества.
Александр ТАРАКОВ,
академик Академии журналистики РК
(«Казахстанская правда», 18 октября 2023 г.).
Фото Виктора ФЕДЮНИНА.