О Гульнур Садвокасовой на страницах нашей газеты мы писали не раз. Особенно в ту пору, когда она была единственной в области женщиной-акимом района. Готовясь к беседе с нею, перечитала: интересно, актуально и сегодня.
Не раз слушала ее выступления на областных и республиканских совещаниях, форумах. И всякий раз восхищалась тем, как без излишних эмоций, многозначительных аллегорий она заставляет не только слушать, но и обдумывать сказанное, насколько аргументированы ее выводы.
И дело здесь не в умело применяемых риторических приемах (педагог по образованию, она ими владеет), но в том, что человек «дело говорит». И делает то, что говорит.
Сегодня председатель Шортандинского районного маслихата Гульнур Садвокасова – гость нашей редакции.
– Гульнур Ануарбековна, шесть лет назад свое выступление на казахстанском Форуме сельских женщин Вы завершили красивой притчей о бабочке в ладонях: «Все в наших руках». Вы по-прежнему считаете, что это действительно так?
– Видимо, да. Главное – преодолевать преграды вместе с родными и близкими людьми, единомышленниками, друзьями… И цели надо ставить разумные, не утопичные. Не впадать в уныние, если «здесь и сейчас» не удалось.
– То есть есенинское «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок» – это не о Вас?
– Ну что вы, наверное, это о каждом. И обо мне тоже. Но о большом и главном сожалеть не приходится. Я с ранних лет хотела быть директором школы. Мама – учитель английского языка, школа была моей естественной средой обитания. Нравилось учиться, а уж общественная работа! Все «ступеньки» прошла: от председателя совета отряда до секретаря комитета комсомола школы. До сих пор помню, как волновалась, выступая на сессии райкома комсомола.
Все это в Степногорске – городе, где образование, воспитательная работа в 80-е годы прошлого столетия были на высоком уровне. Так что совет учителей поступать в Костанайский пединститут на специальность «педагогика и методика воспитательной работы» лег на подготовленную почву.
Ну а дальше – работа в школе, в отделе образования. Семь лет отделом руководила, шесть лет была заместителем акима родного Степногорска. В 2013 году предложили стать акимом Шортандинского района. Это – особая страница в моей биографии. Не только трудовой.
– Из промышленного, благоустроенного Степногорска – в сельский район, да еще и и пристоличный, где маятниковая миграция столько проблем создает…
– Сложно, конечно, было. Особенно с вопросами сельского хозяйства. Один эпизод: в самом начале своей работы выступала на совещании: «Влажность, стекловидность зерна…» Аким области уточняет: «А клейковина?». Выкручиваться» не люблю, ответ «А этого мне не написали» приняли с пониманием. Через год-другой сама уже могла подобные вопросы задавать агрономам.
Но везде и всегда главное – это люди. Без преувеличения: в Степногорске меня знали все и я знала чуть ли не каждого. Но с собой не пригласила никого.
Работала с теми, кто есть. Важно увидеть потенциал человека, помочь его раскрыть. Кто-то уходил, большинство оставались. В области всегда отмечали, что район стабильный в кадровом плане. Не было частой сменяемости сельских акимов, руководителей отделов.
И еще: важна установка. Я сразу сказала себе: здесь нам жить. Хочу, чтобы дочь росла в красивом, комфортном поселке, училась в хорошей школе, занималась в кружках по интересам. И не только моя дочь, но и все шортандинцы. Для этого стоит жить и работать хорошо и долго.
– Гульнур Ануарбековна, Вы много лет работали в системе исполнительной власти, теперь координируете деятельность власти представительной. Общее и различное…
– Мы делаем одно общее дело. Это – главное.
Для государственных служащих очень важны профессионализм, дисциплина служебная, строжайшее соблюдение норм Этического кодекса, субординация… Без этого нельзя. Выражать свою точку зрения, вносить предложения можно. Но в любом случае поручения руководителя выполнять нужно. Этого требует система управления. Они иерархична в любой стране.
Что касается власти представительной. Для каждого депутата раймаслихата эта нагрузка – «в свободное от основной работы время». Зарплату за свою депутатскую деятельность никто не получает. Более того, часто сами и технику выделяют в экстренных ситуациях, и уголь бедствующим покупают, и с подарками в дома пожилых, болеющих избирателей приходят.
– Мы за вас голосовали, – сейчас люди говорят это с полным на то правом. Депутаты раймаслихатов восьмого созыва избраны по одномандатным округам.
Район у нас небольшой, самая эффективная избирательная технология проверена временем: «Мы его знаем. Он хозяйство поднял. Людям вовремя неплохую зарплату платит», «Знакомые к нему обращались. Помог», «Сталкивался с ним. Людей уважает». «Наши дети в одном классе учатся. Воспитанные ребята. Вообще семья хорошая»…
Большинство избирателей отдали голоса людям состоявшимся, добившимся успеха в какой-либо сфере.
АО «Петровское», вице-президентом которого работает наш депутат Анарбай Бекзат, ежегодно на социальную сферу села Петровка до 30 млн тенге выделяет. Что такое снежные заносы, в селе не знают.
Это же очень важно, когда депутат может сказать: «Мы это делаем. Почему в вашем хозяйстве по другому?»
Ерлан Шахметов руководит очень непростым учреждением – центром оказания специальных социальных услуг п. Жолымбет. Что такое госзакупки, проблемы строительства, систем водоснабжения, водоотведения знает досконально. Когда обсуждаем проект бюджета, его вопросы и выводы просто незаменимы.
Знаете, я могу долго и много рассказывать обо всех. Думаю, что каждый из них достоин отдельного материала. Люди очень интересные.
– Поделитесь мнением, насколько целесообразны квоты для молодежи и женщин. Вы свою карьеру строили благодаря личным, профессиональным, деловым качествам. О квотах тогда речь вообще не шла.
– Ответить непросто. Но все-таки: квоты нужны. Во всяком случае, пока. Другое дело, что и по ним нужно подбирать людей достойных, порядочных, желающих и умеющих постоянно учиться. Помните: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Мы должны помочь людям проявить свои лидерские качества.
Ну как мы обеспечим преемственность, если не дадим молодежи возможности проявить себя? Тем более, что им есть, что сказать. И с молодыми нашими избирателями им найти общий язык проще.
Что касается женщин… Один пример: идем на сход населения и всегда просим прийти нашего депутата, заведующую детским садом «Бөбек» с. Бозайгыр Галию Даитову. Она просто незаменима. Какие бы страсти ни кипели, Галия Тулешевна спокойная, такая домашняя – всех примирит, найдет нужные слова и аргументы.
Приходит в маслихат: «Ко мне люди обратились. Надо разобраться, помочь». И ведь не успокоится, пока этого не сделаем. Но как деликатно она этого добивается.
Так что квоты и эффективность работы друг другу не противоречат.
– Мы беседуем с Вами в преддверии Международного женского дня, который давно утратил изначальную революционную суть. И стал просто милым женским праздником. Так в чем оно – женское счастье? «Был бы милый рядом» или все-таки что-то еще?
– Ничего нового я не скажу. Но ведь действительно счастье – понятие субъективное. Это как алмаз, у которого множество граней. Какая ярче засверкает в судьбе женщины, зависит от очень многих факторов. Главное, чтобы она сама этого хотела и ощущала себя в этой жизни комфортно и гармонично!
– Благодарим за беседу. С праздником! И женского Вам счастья во всех его гранях!
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.