«Необходимо тщательно разрабатывать и принимать только реалистические, экономически и технически обоснованные планы. Мы же часто громко заявляем о том, что будет построено, сделано, а потом начинаем ссылаться на причины объективного и субъективного характера, в силу которых реализовать запланированное невозможно. И этим отнюдь не способствуем росту доверия к Правительству и партии парламентского большинства».
Таков центральный тезис выступления члена бюро политсовета Акмолинского областного филиала партии «AMANAT» Галыма Бекмагамбетова на недавнем совместном заседании бюро политического совета и комиссии партийного контроля.
Надо сказать, что поводом для этого стали не только обсуждаемые на нем вопросы о ходе строительства газораспределительных сетей магистрального газопровода «Сарыарка» и о принимаемых мерах по неисполненным мероприятиям дорожной карты предвыборной программы партии «AMANAT» «Вместе с народом!» по Акмолинской области за 2023 год.
К сожалению, в редких случаях обсуждение множества вопросов в МИО, маслихате, в общественных советах, на партийных площадках обходится без слов «Корректировка проекта вызвана удорожанием на…», «За время реализации проекта цены выросли, население увеличилось на…». Вариаций множество, итог один: сроки реализации проекта сдвигаются. Бывает, что его и вовсе приходится приостановить.
– Что будем людям говорить? Как это объяснять? – ставил вопрос перед однопартийцами исполнительный секретарь областного филиала партии «AMANAT» Берген Беспалинов.
Очевидно, что на все объяснения причин среднестатистический гражданин отреагирует примерно так: «О чем вы думали раньше? Почему не предусмотрели? Зачем обещали?» И, по большому счету, будет прав.
Попробуем разобраться с проблемами в планировании на примере проекта газификации столицы и прилегающих к ней районов.
Признаюсь, что информация руководителя областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Данияра Куанышбаева о том, что газа, поставляемого по введенной в строй первой линии газопровода «Сары-арка», не хватает даже для крупных столичных объектов, была для меня новой. Не знала, что именно по этой причине Астанинская ТЭЦ при производстве тепла не может отказаться от угля.
В 2027 году планируется строительство второй нитки газопровода. Но будет ли она заполнена газом? Его уже не хватает большинству регионов Казахстана. И дефицит будет только нарастать.
Из официальных данных, опубликованных на сайте профильного министерства: «К 2030 году, согласно прогнозным данным, добыча сырого газа составит 87,1 миллиарда кубических метров (в 2022 г. – 51,7 млрд). Вместе с тем из 87,1 млрд тонн кубических метров добытого газа только 42 млрд будет переработано в товарный газ. Остальной газ будет закачан обратно в пласт (47%) и использован на собственные нужды добывающих компаний».
Встретила информацию о том, что рассматривалась возможность поставки в нашу столицу туркменского газа. Позже от этой идеи отказались. Так что вопрос «Когда будет природный газ в наших домах?» надо предварять другими: «А каков возможный объем поставок казахстанского газа?», «Будут ли найдены альтернативные источники его поставок?»
Очевидно, что ответы на эти вопросы можно получить только на правительственном уровне. Но без обоснованных, четких ответов планировать что-либо в нашей области (и не только нашей) рискованно. А может, и опасно.
Еще ряд проблем при газификации демонстрирует пример пристоличного поселка Жибек Жолы.
– Проект откорректирован. Было много недоработок. Удорожание составило 2,3 млрд тенге. Эти средства в областном бюджете не предусмотрены. Заявку на уточнение подали, – информировал руководитель областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Данияр Куанышбаев. – Работать будем по мере поступления средств.
На вопрос о том, почему проект оказался по сути нерабочим, ответ, в принципе, был ожидаем: «С уровнем профессионализма и квалификации проектировщиков огромные проблемы в целом по республике. Победителями объявленных нами конкурсов становятся фирмы из других регионов. Координаты поселка берут из гугла. Не принять проект оснований нет».
Но даже в том случае, если бы в своем «первозданном» виде проект был рабочим, вносить коррективы пришлось бы в любом случае. За быстрой и довольно хаотичной застройкой поселка не угнаться.
На момент разработки проекта в 2017 году в Жибек Жолы официально было зарегистрировано 4 000 жителей. Сегодня – 11 000. Фактически проживают не менее 30 000. Дома строили – генпланом не интересовались. В любом случае, изменить целевое назначение строения несложно. Тем более, что купленные когда-то земельные участки перепродавались. И ровных улиц, отраженных в проекте, в поселке осталось совсем немного. «Вширь» Жибек Жолы расти больше не будет, естественными границами стали пахотные земли. Но точечной застройке внутри поселка пределов, кажется, нет.
Так что корректировать планы и корректировать… И не только в Аршылынском районе. В селе Коянды Целиноградского района зарегистрировано 10 000 жителей. Проживают не менее 35 000. По сути множество населенных пунктов в административных границах нашей области стали «спальными районами» Астаны.
Вопросы маятниковой миграции и ужесточения соблюдения правил проживания по месту регистрации поднимаются регулярно. Но действенных механизмов для решения проблемы как не было, так и нет.
Как при планировании учесть все эти и множество иных (рост цен, дефицит квалифицированных кадров, состояние водных ресурсов) факторов? Очень сложно. И очень не быстро.
Сейчас не время бравурных рапортов и радужных обещаний. Не стоит давать их людям. Они поймут.
Ирина БАУДИНОВА.