Она сначала побежала, а уже потом научилась ходить. Сначала начала танцевать, а потом – крепко стоять на ногах. Так рассказывает ее мама. «Я бегу, я побежала», – чаще всего слышат ее близкие. Даже не бежит – летит по жизни Анар Саттыбаева и дарит свободу творчества своим воспитанникам – юным художникам студии «Гранат».
До сих пор хранятся ее маленькие почеркушки – первый художественный опыт. Глядя глазами взрослого человека, можно подумать, что это, наверное, дом. Или автомобиль. А может быть, собака?.. Этого уже никто не помнит. Несколько линий, в которых для маленькой девочки заключался большой смысл. Когда на собраниях в классе перечисляли успехи детей в учебе, про нее говорили коротко: «Рисовать любит».
– Никогда не было суперталанта. Даже раскраски не могла раскрашивать, как все. Не понимала, почему нельзя выйти за черную линию? Всегда хотелось передать изображение так, как будто оно живое. Как на самом деле. Поэтому и раскраски были в основном в серо-коричневых тонах. Вот пример: в море плывет рыба. Она серая. И дельфин, он тоже серый… И акула, и кит… Однажды попробовала раскрасить собаку в зеленый цвет… Не вышло, – вспоминает Анар Талаповна.
Лет в 13-14 пошла в художественную школу, просто потому что это было модным среди сверстников. И сразу влюбилась в творчество. «Для меня до сих пор учителя художки остаются эталоном педагогического мастерства», – утверждает Анар Талаповна. Из-за этого пришлось даже оставить спорт, остановиться в шаге от кандидата в мастера спорта по ушу. И в одиннадцатом классе она уже точно поняла, что будущее связано с творчеством. Иной дороги не было. После вуза устроилась работать в академию «Кокше», а через полгода, когда освободилось место в родной художественной школе, без тени сомнения пошла работать с детьми.
– Тогда я не представляла, как можно работать юристом? Там такая клетка из правил… А сейчас понимаю, что это тоже творчество – найти способ доказать правду, уметь применять законы, пункты и подпункты… Сейчас я научилась видеть творчество во всем. Даже сантехнику установить – это творческий процесс, чтобы все было ровно, аккуратно, красиво… Люди не знают своих возможностей. На вопрос «А ты умеешь?..» Всегда отвечаю: «Да. Покажите, и я научусь». По натуре – экспериментатор, импровизатор… – говорит наша героиня.
Бросить стабильную работу и организовать частную студию? Конечно! Заниматься с особенными детьми, когда еще никто не знал об инклюзивном образовании? Легко! Организовать гончарную мастерскую? Обязательно! Проводить творческие вечеринки, романтические свидания, выездные мастер-классы? Главное – чтобы было интересно, а люди тянулись к творчеству. Ведь бесталанных людей не бывает, уверена художница:
– Первым быть интересно. Когда еще нет шаблонов, никто не знает, как надо. Вот где драйв! Конечно, это ответственность. Но я же упрямая. Когда нашла художника, который мог бы научить меня акварели, поехала к нему учиться. Не смущало, что он меня всего раз видел. Его дом стоял высоко в горах, у обрыва. На середине дороги таксист отказался меня везти. Вызвала другую машину. Опять отказ… Пошла пешком! Когда добралась, услышала: «Да ты бездарность, и дипломы твои ничего не значат. Будем начинать с азов…» Он влюбил меня в акварель. Она такая же, как я: легкая, свободная, непредсказуемая, ее нельзя загнать в рамки, в процессе она растекается так, как нужно, только направляй ее умелой кисточкой…
Поэтому и ушла в свое время Анар Саттыбаева из художественной школы: не смогла работать в системе. И сейчас одно из ее главных правил: не мешай творить. Не говори ребенку, как надо, а спрашивай: «А как ты чувствуешь?..» Когда есть воля и выбор, есть возможность двигаться вперед, тогда обязательно будет результат. В общепринятом смысле результат работы педагогов студии «Гранат» – победы воспитанников в крупных конкурсах, участие в выставках, гранты на обучение в вузах, в том числе и зарубежных…
Но для Анар Талаповны результат – это когда творческий ребенок находит свою среду, учится общаться и дружить, получает возможность самовыражения – в глине, гуаши или масле, в работе с тканью… Здесь учатся не только рисованию. Зачастую, чтобы правильно передать идею, нужны познания в физике, анатомии, астрономии, ботанике… Список можно продолжать бесконечно. Но и педагог старается не отставать от своих воспитанников.
– Часто дети говорят мудрые вещи. Не умничают, просто четко выражают свои мысли. Нужно уметь их услышать. Хорошо, когда приходят с вопросами и ищут на них ответы со мной, с учителем или с друзьями. Особенно если ребенок не находит понимания в семье или школе. Творческие дети – чуткие и ранимые, а здесь они чувствуют себя в безопасности. Здесь их обязательно поймут и никто не осудит, – уверена она.
В чем секрет педагогического успеха? По мнению Анар Талаповны, в желании научить, не жадничать, когда делишься знаниями. «Умеешь – расскажи и покажи, пусть у другого тоже получится. Хороший педагог – трансформатор, он все время учится сам и передает знания дальше», – уверена она. В ее случае это правило работает на 100%. Из комнатки в 20 квадратов полезной площади «Гранат» превратился в полноценную студию, ученики которой гордо зовутся «гранатиками».
Кругом удивляются: как хватает на все энергии? Анар Талаповна не согласна: на все – не хватает. Когда садится батарейка и организм командует «game over», достаточно поехать на природу, отключить телефон на несколько дней. Лучше всего – в горы. Альпинизм – это еще одно хобби художницы.
– Всегда любила смотреть на мир с высоты. Пока сверстники играли в свои, не интересные мне игры, лезла повыше и наблюдала… – вспоминает Анар Талаповна. – Наверное, отсюда и любовь к альпинизму, и желание прыгнуть с парашютом, и умение наблюдать… Мечтала о десантуре и была ужасно разочарована, когда узнала, что девочек туда не берут. Отчаянно хотелось риска, драйва, адреналина… Со временем учишься балансировать, приходишь к гармонии. Но с парашютом все-таки прыгнула. И опять – по максимуму, сразу с трех тысяч метров. Правда, с инструктором. Но восторг от полета незабываемый…
Так и после поездок в горы – сразу хочется работать. И студия кажется ярче, и дети веселее, и родной город – милее и уютнее. И неважно, светит ли солнце и какое число на календаре.
– Иногда идешь с работы и улыбаешься. И без шапки, потому что чувствуешь ее, весну, – делится художница. – Люди ежатся от холода, кутаются в шарфы – мороз! А мне кажется, что весна – это не календарный сезон, это особое состояние души, ожидание прекрасного, которое вот-вот произойдет. Вы чувствуете? Еще немного, и оно обязательно случится…