Нурлан Ахильбеков: «Статистика – это не сухие цифры, это жизни людей…»

В последние несколько лет в системе здравоохранения страны произошли большие перемены. Внедрена система  обязательного медстрахования, начата реализация национальной программы «Модернизация сельского здравоохранения». О том, как будет развиваться здравоохранение в нашем регионе, мы побеседовали с руководителем областного управления здравоохранения Нурланом Ахильбековым.

– Нурлан Салимович, Глава государства Касым-Жомарт Токаев отмечал, что в стране свыше половины государственного бюджета направляется на социальную сферу, и поручал улучшить качество предоставляемой гражданам медицинской помощи. Какие шаги для этого предприняты?

– Сегодня в нашей области принимает пациентов 561 объект здравоохранения. Благодаря национальной программе «Модернизация сельского здравоохранения» в рамках пилотного проекта в нашем регионе запланировано строительство 38 новых медицинских объектов на селе – это и фельдшерско-акушерские пункты, и амбулатории, и медпункты… Управление строительства уже получило экспертные заключения на 17 проектов, проведены конкурсные процедуры на строительство 13. Мы направили бюджетную заявку на 1,1 млрд тенге. Строительство начнется в конце февраля – начале марта. В дальнейшем объекты будут сданы «под ключ» и перейдут на баланс управления здравоохранения со всем необходимым оборудованием.

При выборе населенных пунктов, где они будут построены, конечно, учитывается потребность в них населения. Так, порядка 14 новых объектов будет построено в быстро развивающемся Целиноградском районе. Не секрет, что число жителей в населенных пунктах вокруг столицы растет, как говорится, не по дням, а по часам. К примеру, в городе Косшы официально проживает 34 тысячи человек, фактически – около 100 тысяч. По нормативам на каждые 10 тысяч жителей положена одна скорая, но фактической мощности автопарка не хватает, скорые не успевают транспортировать пациентов в Астану и выезжать по месту. Есть необходимость в строительстве больницы на 380 коек. Инвестпроект акиму области Марату Ахметжанову представили специалисты ТОО «Viamedis». Надеемся, что это улучшит ситуацию.

– Дефицит врачей за последний год удалось снизить, сейчас не хватает около 190 врачей, эта цифра неоднократно озвучивалась на брифингах. Открытие новых медорганизаций – это дополнительные вакансии. Какой выход из положения Вы видите?

– Уже который год идет отток специалистов. Врачи приходят, получают опыт, нарабатывают практику и уезжают в столицу. В регионе очень нужны врачи общей практики, терапевты, акушеры-гинекологи, анестезиологи, педиатры… Понятно, чтобы удержать кадры, нужно создать условия: выплачивать подъемные, обеспечить места в школах и детсадах для детей, работу для супруга… Программа «С дипломом в село» помогает привлекать специалистов в сельскую местность, это немаловажно.

В прошлом году в регион приехали 116 врачей, 75 из них – молодые специалисты, 76 устроились в сельские медорганизации. В городах подъемные составляют 1,5 млн тенге, в селах – 2,5 млн. В этом году выплаты увеличатся до 2,5 и 5 миллионов тенге соответственно.

Есть еще один тревожный момент. На сегодняшний день 15% врачей – пенсионеры, особенно высока их доля в отдаленных районах – Егиндыкольском, Жаркаинском, в пос. Шантобе Сандыктауского района. Чтобы не остаться завтра без врачей, продолжаем подготовку новых кадров. Из областного бюджета выделено 50 грантов для обучения на бакалавриате при Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова, 245 – для студентов Высшего медколлекджа. Большие надежды возлагаем на наш университет. В прошлом году первый выпуск получил дипломы бакалавров, и через 2-3 года к нам приедут молодые врачи. Однако, учитывая время подготовки специалистов, можно сказать, что кадрового голода нам не избежать. Мы можем только снизить риски.

– Но ведь дело не только в количестве врачей, но и в качестве их подготовки… В редакцию «АП» обращаются читатели с жалобами на качество оказания медицинских услуг: не то лечение назначили, не вовремя приняли, запись только через два месяца…

– Поэтому в медорганизациях работают кабинеты службы поддержки пациентов, которые должны отработать на местах любые обращения. Чаще всего жалобы поступают на поликлиники. Многих раздражает, что нужно обязательно идти к терапевту, чтобы получить направление к узкому специалисту. Когда министр здравоохранения Акмарал Альназарова проводила первое совещание, этот вопрос был поднят, вероятно, скоро эта практика будет изменена.

Еще один фактор – уровень квалификации врачей. Опыт и знания не приходят сразу. Когда я пришел анестезиологом в перинатальный центр, на столе всегда лежала стопка книг и студенческие конспекты. В спорных случаях всегда лучше проверить себя, чтобы не сомневаться в своем решении. Со временем приходит опыт и уверенность в своих силах.

Есть факты, когда некомпетентность медработников, к сожалению, подтверждается. Мы прогремели на всю республику, когда перед новым годом умерла беременная женщина, обратившаяся за помощью к врачам. Доследственные мероприятия показали, что женщина не получила квалифицированную помощь, обратившись в три медорганизации – перинатальный центр, городскую и областную больницы. На всех этапах были нарушения…

Чтобы свести к минимуму повторение трагедии, мы разработали трехгодичный план по снижению материнской смертности, куда включили обучение специалистов. В том числе неонатологов – врачей, работающих с новорожденными, ведь только в 2023 году в регионе появились на свет около 10 тысяч малышей. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы акмолинцы получали качественную медицинскую помощь. Но врачи не боги, невозможно предусмотреть все…

– На встречах с прессой неоднократно поднимался вопрос своевременного обеспечения медикаментами. Для многих пациентов наличие того или иного препарата может стать буквально вопросом жизни и смерти…

– Закупки лекарственных средств осуществляет единый дистрибьютор – ТОО «СК-Фармация». Процедура проведения госзакупок требует времени, поэтому бывают случаи, когда лекарства поступают несвоевременно. Сейчас это тоже обсуждается в министерстве.

Пока же мы рекомендуем главврачам создавать запас лекарственных средств. Иногда сталкиваемся с ситуацией, что люди боятся, что им не хватит лекарств, устраивают очереди, ругаются… Мы живем в век цифровизации, когда можно сделать SМS-рассылку, пригласить пациентов по времени, чтобы исключить такие моменты.

Кроме того, в регионе есть порядка 50 пациентов с орфанными заболеваниями, которые редко встречаются и требуют дорогостоящего лечения. Деньги на препараты выделяет областной бюджет, помогает фонд «Қазақстан халқына». Это тоже работа, требующая системного подхода.

– Еще один «больной» вопрос – система медицинского страхования. Как отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства, при увеличении бюджета отрасли не происходит существенного повышения качества и доступности медицинской помощи. Что не так? Почему система не работает?

– Есть несколько моделей здравоохранения. Чтобы вы понимали, в СССР действовала социальная модель, предложенная доктором Семашко. Несмотря на очевидные плюсы, это серьезная нагрузка на бюджет. Сейчас мы внедряем бюджетно-страховую модель, на основе которой представляется два пакета услуг – гарантированный объем бесплатной медпомощи – ГОБМП, и обязательное социальное медицинское страхование – ОСМС. Сегодня все идет к тому, что останется только один пакет, тогда будет проще.

Как и любое нововведение, переход на другую систему требует времени. Например, медстрахование в той же Германии внедрялось в течение сорока лет, и до сих пор есть нарекания. А мы хотим, чтобы наша модель сразу работала идеально и всем было хорошо. Если на Западе больных лечат частные клиники, то у нас в приоритете все-таки государственные.

Еще одно препятствие – тот же самый дефицит врачебных кадров. В таких случаях медорганизациям рекомендовано заключать договоры соисполнения. К примеру, в государственной поликлинике нет нужного специалиста. Но есть частные клиники, которые получают госзаказ и обслуживают пациентов. К сожалению, пока этот опыт не внедрен повсеместно. Вот и получают пациенты на участке ответ: «Запись только через месяц, два месяца, полгода…»

– Уже не секрет, что у большинства больниц региона образовалась серьезная кредиторская задолженность. В чем причина и как решать эту проблему?

– Причин немало, подробно о них вкратце рассказать вряд ли получится. А решать вопрос нужно при помощи грамотной финансово-хозяйственной деятельности. Главврач должен быть хорошим менеджером, хозяйственником. Приведу такой пример. Автомобильный парк станции скорой помощи у нас не старый, но наблюдается высокий износ, так как машины работают круглосуточно, двигатели практически не глушатся. В прошлом году была экономия средств, и мы рекомендовали закупить легковые автомобили, чтобы наши врачи были мобильнее. Подали заявки и довели дело до конца только Косшы, Зерендинский район и Красный Яр.

И еще один пример. Совсем недавно кредиторская задолженность Степногорской больницы составляла 500 млн тенге. Больница не платила налоги, в связи с чем даже сами медработники не могли получить медицинскую помощь или взять кредит. Фонд оплаты труда составлял 90% бюджета при норме 60%. Я считаю, что в таких случаях можно говорить о плохом менеджменте, неумении или нежелании работать.

Здание больницы в Степногорске построено в советское время по московскому проекту и рассчитано на тысячу коек. Сейчас их осталось всего 240. Закрыть и изолировать часть здания нельзя, оно придет в упадок. Поэтому сейчас там размещается отделение медицинского колледжа, где обучаются 50 студентов. Еще один из способов получения денег для больницы – это аренда пустующих помещений.

Понятно, что с одной стороны нужно удержать специалистов, а с другой – не допустить рост кредиторской задолженности. Сейчас перевели больницу в статус государственного коммунального предприятия, получили возможность выделять средства из бюджета. С получением этой больницей статуса межрайонной надеемся на существенное улучшение ситуации.

Положительным примером может служить областная больница № 2 в Астане. Средняя зарплата врачей там – порядка 960 тысяч, дефицита кадров нет. И задолженности тоже нет. К этому нужно стремиться.

– Расскажите подробнее о том, как изменится работа больниц, получивших статус межрайонных.

– Новый статус дает в первую очередь приток пациентов. К примеру, в Атбасарскую больницу может обращаться население Жаркаинского, Есильского, Жаксынского и Сандыктауского районов. Межрайонная больница получает оборудование, которое позволяет проводить различные обследования и быстрее излечивать пациентов.

Здесь прямая связь: увеличивается число пациентов – выходит на новый уровень финансирование больницы, а значит, появляются новые возможности оказания медуслуг населению. В Атбасаре мы провели капитальный ремонт, закупили ангиограф, в следующем году поставим компьютерный томограф.

– Вернемся к строительству новых медицинских организаций. Какова зависимость между их появлением и улучшением качества медицинской помощи людям? Не так давно у нас появилась новая онкологическая поликлиника. Как это повлияло на показатели?

– Зависимость самая прямая. На селе это будет означать своевременное обследование, выдачу направлений к узким специалистам, а значит, и раннюю диагностику серьезных заболеваний. Что касается онкологической поликлиники, то могу сказать, что по выявляемости онкозаболеваний и продолжительности жизни пациентов с онкодиагнозами показатели постепенно улучшаются. Конечно, дело не только в появлении нового здания, но и в развитии онкологической службы в целом. Мы приглашали профессоров и высококвалифицированных специалистов на обучающие семинары, регулярно проводим дни открытых дверей для пациентов, ведем большую разъяснительную работу.

Постепенно у населения формируется правильный подход: лучше пройти скрининг в установленные сроки, чем потом попасть в кабинет к онкологу. И мы прекрасно понимаем, что в этом случае статистика – это не просто сухие цифры, это жизни людей….

Беседовала Наталья ЯКОВЛЕВА.

Читайте также