На подшипниковом заводе, одном из крупнейших предприятий Степногорска, произошло историческое для региона событие: после 38 лет директорства Анатолия Томилова завод возглавил молодой и, судя по заявленным планам, амбициозный Алексей Братчев. Анатолию Ивановичу Томилову уже выразили слова благодарности за многолетнюю, на совесть, работу и, нет никаких сомнений, много доброго еще скажут. Заслуженно. А сам он, оценивая произошедшие перемены, сказал философски: «Жизнь продолжается». Да, жизнь продолжается. И как минимум двум тысячам работников предприятия (а по факту – большинству горожан) хочется знать, какой она будет, эта жизнь, в масштабах завода. Об этом и не только мы спросили нового генерального директора АО «Степногорский подшипниковый завод» Алексея Братчева.
– Алексей Васильевич, давайте Ваше первое интервью на степногорской земле начнем с представления о Вас.
– Наш разговор начну с рассказа о своей трудовой деятельности, об образовании. Я родом из Саратова. Мне 43 года. В 2002 году окончил Саратовский социально-экономический университет по специальности «мировая экономика». Трудился в крупных российских нефтяных компаниях. С 2016 года до недавнего времени работал в крупной подшипниковой компании в должности финансового директора. С 22 января 2024 года уже в должности генерального директора АО «Степногорский подшипниковый завод». Я женат, у меня двое детей.
У завода амбициозные планы
– Смена руководства на Степногорском подшипниковом заводе наделала в городе немало шума. И при недостатке достоверных сведений информационный вакуум стали заполнять слухами. То говорят, что вот сейчас начнут подводить предприятие к преднамеренному банкротству. То вдруг вбрасывают в информационное пространство «новость» о том, что на СТПЗ в скором времени ожидается массовое сокращение работников. Договорились до того, что первой жертвой этих перемен назвали Анатолия Томилова, которого, как говорят, сняли. Так ли это? Давайте, Алексей Васильевич, внесем ясность в противовес всей этой шумихе.
– Могу ответить на все эти три вопроса. К текущему положению вещей эти три «новости» вообще не имеют никакого отношения. Давайте начнем с Анатолия Ивановича Томилова. Ему спасибо за многолетний добросовестный труд. Я прекрасно понимаю, что человек отдал жизнь этому заводу. Но, к сожалению, время не стоит на месте. Анатолий Иванович не уходит с завода, он остается в совете директоров в статусе заместителя председателя. Такого, чтобы Анатолия Ивановича за что-то «сняли», уж точно нет. Сменяемость поколений – это нормальный, естественный процесс, который происходит не только на СТПЗ – он происходит во всем мире, и здесь лукавить нечего. Могу сказать на примере предприятий, где я работал. Есть сотрудники с опытом, есть люди среднего возраста и есть молодые. Нужно, чтобы передавался опыт, чтобы не монополизировались знания. И что хорошего, если когда-то, рано или поздно, люди старшего поколения массово уйдут, а замены им не будет? С кем останемся?
Завод никто не ведет к банкротству, и я сейчас буду опровергать это фактами. На текущий момент стоит задача поднять объем производства на 40 процентов. Сейчас мы выпускаем в месяц в среднем 100 тысяч вагонных подшипников – это основная продукция СТПЗ. Задача – делать 140 тысяч ежемесячно. До конца года такой у нас производственный план.
Кроме того, стоит задача произвести за этот год порядка 60 тысяч подшипников на экспорт в Польшу. Зацикливаться на производстве нашей традиционной продукции не будем. Мы хотим сделать сдвоенный подшипник. Он имеет ряд конкурентных преимуществ перед обычными выпускаемыми на заводе.
– Это ближайшие перспективы?
– Это задачи на 2024 год. Более того, это перспективы ближайших месяцев. И это уже видно на заводе. Мы сейчас занимаемся разделением двух потоков на шлифовке, чтобы они работали параллельно и независимо друг от друга. Чтобы мы к началу марта вышли на производительность в 140 тысяч вагонных подшипников. Сдвоенные подшипники выпускаются на тех же самых линиях. Пока в минимальном количестве. Увеличим их выпуск.
Что касается экспортной буксы (это были штучные сборочные операции), то мы сейчас налаживаем линию шлифовальной обработки. Для этих целей к нам в феврале придут три новых станка HAAS. Говорить о банкротстве завода, о сокращении персонала в такой ситуации неуместно. У нас на сегодняшний день 300 человек не хватает. Нам бы, наоборот, набрать людей.
У завода хорошие перспективы. Одно из наших направлений – это выпуск свободных деталей для других предприятий. И это производство мы увеличим.
– Планы амбициозные. В связи с этим расскажите, Алексей Васильевич, как завод будет достигать поставленных целей?
– Что сейчас для этого делается? Поставлены две основные задачи. Одна из них – это работа технологов по перенастройке линий шлифовальной обработки. Чтобы они были самостоятельными – от черновой обработки деталей до финиша. Это с одной стороны. С другой стороны, хотим сделать самостоятельную линию по производству экспортных подшипников.
Также увеличим количество токарных станков для черновой токарной обработки свободных деталей подшипников после кузницы. Это нам даст дополнительный выпуск продукции, дополнительную прибыль. На текущий момент все оборудование для этого есть.
То, что мы будем точно делать (и это вторая задача) – это плотно заниматься техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. В феврале проведем аудит того, что нужно отремонтировать. И приведем оборудование в лучшее состояние, если это требуется.
Кадры решают все
– Для этого нужны люди, специалисты. А у нас их, как сами говорите, нехватка. Как быть?
– Уже дано поручение об усилении работы по подбору персонала. У нас открыт проект на февраль. Хотим посмотреть, каким образом можно привлечь людей из близлежащих населенных пунктов.
– Речь идет о работе вахтовым методом?
– Да, если не найдем внутренних, в пределах города, резервов. Мы также будем актуализировать кадровую политику на этот год. Дано поручение отделу управления персоналом подготовить программу социально-экономического развития предприятия. Однозначно будем искать кадры. И делаем это. К примеру, уже работает акция «Приведи друга».
Если сказал – надо делать
– Это первоочередные меры. На данный момент они достаточны?
– Перед нами амбициозные задачи, которые требуют большого количества ресурсов. Можно много чего наговорить, но потом не выполнить. Я считаю: если сказал, надо делать.
– Все это предполагает систему контроля.
– Система контроля, безусловно, есть, но я больше за самоконтроль. Мне кажется, честность, инициативность и трудолюбие – основные качества, которые должны характеризовать работников.
– Если говорим об инициативе, то хорошо бы ее стимулировать, поощрять. Когда-то на Степногорском подшипниковом заводе рационализаторство активно развивалось и зачастую давало высокий экономический эффект. И вознаграждения были достойными. Лучшим рационализаторам вручали большие премиальные, даже новые автомобили дарили достигшим наибольшего экономического эффекта.
– Я задумывался об этом. Однозначно хочу, чтобы рационализаторство, новаторство развивалось на заводе и приложу усилия для этого.
– Алексей Васильевич, Вы до нового назначения не бывали на Степногорском подшипниковом заводе?
– Я приехал сюда в третий раз. Был в конце октября прошлого года. Потом приезжал в декабре. И вот сейчас – уже после назначения на должность руководителя СТПЗ.
– И каковы Ваши первые впечатления от увиденного на предприятии? Что Вы для себя отметили положительного и над чем, по Вашему мнению, надо работать?
– О заводе в целом у меня самые положительные впечатления. Поражают масштабы предприятия. Впечатляют культура производства, чистота. Очень положительный, отзывчивый персонал. Никаких барьеров в общении нет. Люди любят свою работу, радеют о своем деле.
Над чем надо будет работать? Наверное, над повышением производительности. Надо больше внимания уделять эксплуатационному ремонту станочного парка. Мои впечатления отразились и в задачах. Надо быть последовательным: увидел – поставил задачу – проконтролировал – достигнута цель – идем дальше.
– Алексей Васильевич, спасибо за содержательное интервью.
Беседовал Виктор МОЛОДОВСКИЙ.
г. Степногорск.