– Принятие нового законопроекта «О защите прав потребителей» вытекает из поручений Главы государства, касающихся обеспечения равных возможностей и справедливости для всех казахстанцев. Он необходим в связи с ростом жалоб на нарушения законных прав и интересов потребителей, – сообщил на брифинге в Региональной службе коммуникаций руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Ерлан Аубакиров.
Руководитель ведомства отметил сферы экономики, в которых чаще всего нарушаются права потребителей: розничная и электронная торговля, где в основном люди жалуются на отсутствие информации о товаре и продавце, несоответствие предлагаемого товара описанию, отказ интернет-сайтов в возврате товара и денежных средств, а также участившиеся в разы факты мошенничества.
5% претензий приходится на туристические услуги: в основном потребители жалуются на отказ в возврате денежных средств за неиспользованные дни проживания в базах отдыха, находящихся в Бурабайской курортной зоне, или на несоответствие предоставленных условий заявленным.
– Рост числа поступивших обращений за прошлый год в этих сферах говорит о росте количества нарушений, о предоставлении бизнесом некачественных услуг, а также о повышении потребительской культуры, – считает Ерлан Ермекович. – Что касается нововведений в законопроектах, направленных на профилактическую работу с недобросовестными бизнесменами, то, во-первых, потребителю предлагается предоставить выбор способа защиты своих прав: напрямую подать иск в суд или обратиться в госорган по защите прав потребителей для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к ответственности по закону.
Во-вторых, законопроект предлагает повысить роль общественных институтов защиты прав потребителей, т.е. ввести институт омбудсмена. Также можно будет подавать иски в защиту неопределенного круга лиц, при этом реализация этой возможности будет осуществляться омбудсменом и общественными объединениями защиты прав потребителей без уплаты государственной пошлины. Дополнительно общественные объединения потребителей будут наделены правом отбора образцов товаров и закупа услуг или работ в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка.
Также для комплексной защиты предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы ЖКХ, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и другие. Как считает спикер, это позволит усилить межотраслевую координацию государственных органов по вопросам защиты прав потребителей.
А также предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя – штраф, налагаемый судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены в досудебном порядке при обращении к предпринимателям напрямую. Размер штрафа составит от 10% до 50% от суммы иска потребителя.
– Как известно, в рамках действующего закона требования, предъявляемые к офлайн-продавцу, распространяются и на онлайн-продавцов. Однако не всегда они соблюдаются, особенно продавцами, торгующими на электронных торговых площадках. Поэтому мы предлагаем обязать владельцев маркетплейсов заключать с предпринимателями договоры о соблюдении ими требований законодательства о защите прав потребителей. Отмечу, неисполнение повлечет не только административную и гражданско-правовую ответственность для недобросовестных продавцов, но и потерю возможности торговать на электронной платформе, – сказал Ерлан Аубакиров.
– В Казахстане начал работу новый социальный проект по защите прав потребителей «Сапалы өнім», как он реализуется в нашем регионе?
– У нас есть 19 наименований социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и повседневного спроса. Цены на девять из них Минторговли планирует отпустить в «свободное плавание», но 15%-ная торговая надбавка остается. Теперь люди с инвалидностью и относящиеся к социально уязвимым слоям населения могут через мобильное приложение онлайн заказать эти товары без посредников, то есть по ценам производителя. В нашей области этот проект начат в городе Акколе, – прокомментировал руководитель департамента.