С любовью к театру!

Форум «Кокшетау – территория творчества и дружбы», прошедший в конце прошлой недели в Акмолинском областном русском драматическом театре, как нельзя лучше отвечает своему названию.

«День шел за два» – это тоже о нем. Настолько он был насыщенным мероприятиями, общением, творческими и дружескими контактами, планами будущего сотрудничества.

– Рады встречать вас в юбилейный для нашей области и Кокшетау год, – приветствовала от имени акима области гостей форума из России и многих казахстанских регионов руководитель областного управления культуры Айгуль Сабитова. – Земля Кокшетау издревле славится своими батырами и акынами. Надеемся, что благодаря форуму укрепятся культурные творческие связи. И наше сотрудничество послужит развитию театрального искусства, укрепит взаимопонимание и дружбу.

Когда встречаются единомышленники

За круглым столом «Культурное сотрудничество казахстанских и российских театров: состояние, перспективы, планы» каждый из участников говорил о наболевшем, о проблемах, которые нам, зрителям, не так заметны благодаря мастерству и таланту актеров и режиссеров. Но как же непросто им приходится. Причем в равной мере и в Казахстане, и в России – стране, где первые театры возникли столетия назад.

«Очень слаба современная драматургия. Хороших новых пьес сегодня мало. Без молодых режиссеров и драматургов театр не будет развиваться». «Если слабость современной драматургии – это проблема, то полное отсутствие художников по свету и профессиональных звукооператоров становится трагедией». «Актеров готовим, обучаем. Набравшись опыта, уезжают».

– Мы говорим об одном, – констатировал ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС), театральный критик Григорий Заславский. – Давайте думать, чем можем помочь друг другу.

Принявшие участие в форуме директора казахстанских театров высоко оценили один из проектов ГИТИСа: выпускники ставят спектакли в разных регионах России и за ее пределами.

– Результат проекта – не только спектакль, но по существу – это полуторамесячный мастер-класс. И не только режиссуры, актерского мастерства… Но и работы со звуком и светом, – говорил директор Костанайского областного драматического русского театра Юрий Ивлев.

– В этом году будем делать набор на факультет драматургии, – информировал ректор ГИТИСа. – Художников по свету готовят только в школе-студии МХАТ.

На встрече в посольстве РФ участники форума выступили с инициативой уже в этом году первый тур вступительных экзаменов в ГИТИС для казахстанцев – прослушивание – проводить в Астане. Ректор вуза подтвердил, что готов прислать экзаменационные комиссии на разные факультеты.

«Как сделать, чтобы выпускники этого и других театральных вузов возвращались в родные театры?» Ответ на этот вопрос однозначен: «Никак». Во всяком случае, «сила» и административный ресурс точно не сработают.

– Как и в случае с нашими родными детьми, – говорил Григорий Заславский. – Молодым специалистам нужны жилье и интересная работа, возможность самореализации.

Ну и другие факторы исключать нельзя, конечно. Один пример. Выпускница ГИТИСа, казашка, поставила полноценный двухактный балетный спектакль в Душанбе. Непосредственно от министра культуры получила предложение стать главным хореографом театра. Отказалась: «Уезжаю в Европу». Ее право.

– Утешает, что в Европе будут знать, что такая талантливая девушка родом из Казахстана. Тоже на имидж страны в какой-то мере работает, – комментировали этот и массу иных подобных примеров театральные менеджеры.

Но есть еще и апробированный в советское время метод. В прошлом году в ГИТИСе начала обучение национальная студия из Киргизии. Будущие актеры и режиссеры учатся по направлению республиканского Министерства культуры, оно же и стипендию выплачивает. Так что вернутся они на Родину непременно.

Директор АОРДТ Бейбит Бахтыгереев благодарил Григория Заславского за помощь в проведении фестиваля-лаборатории «ТеART-Кокше»: приезжают преподаватели, проводят интереснейшие мастер-классы. Немаловажно, что оплату расходов берет на себя ГИТИС. Как и в случае с постановкой спектаклей выпускниками вуза.

Директор Санкт-Петербургского театра юных зрителей Светлана Лавренцова рассказала о нескольких интересных проектах. В том числе – о фестивале детских театральных коллективов «Пьесочница»: «Ищем коллектив из Казахстана».

Искренние слова Светланы Васильевны: «Спасибо, что пригласили. Бейбит Бахтыгереев уже не первый раз нас объединяет. И это замечательно!»

Спасибо за праздник искусства!

У акмолинских театралов особый интерес из насыщенной программы форума вызвал просмотр двух спектаклей АОРДТ с последующим их обсуждением. Мы, конечно, видели раньше и «Голоса в темноте», и «Станционный смотритель». Но как же интересно услышать оценку профессиональных театроведов.

Разные спектакли – разные оценки. Беспристрастные, без скидки на «благодарность за гостеприимство».

Спектакль «Голоса в темноте» родился как раз в результате совместного проекта ГИТИСа и АОРДТ, режиссер – выпускник этого вуза А. Галимов.

«Спектакль еще раз проявил нашу общую проблему: слабость современной драматургии. Он состоялся, главным образом, благодаря мастерству и таланту акмолинских актеров».

«Вы правильно сделали, что поставили спектакль по пьесе Камиллы Ибраевой. В любом случае, это новое слово. Если мы не будем давать возможность драматургу видеть свое произведение на сцене, то он никогда не получит возможности для роста».

«Текст несовершенный. В пьесе должны быть завязка, кульминация и развязка. Актерам очень трудно играть, когда эти классические нормы нарушены. Но они справились. Я не виню артистов. Правильно, что поставили».

«Хочется видеть на сцене современных реальных людей и реальные конфликты. Но на другом уровне, чем в этой пьесе. В реальности – все сложнее. Искусство должно быть богаче, чем жизнь».

Таковы главные выводы, сделанные после просмотра спектакля «Голоса в темноте» мэтрами современного театра.

Но «ничто на земле не проходит бесследно». И, если бы не «Голоса в темноте», то не увидели бы мы блистательного спектакля «Станционный смотритель» молодого российского режиссера Тимура Кулова. Поставленный им в нашем театре «Лютый» уже снискал высокую оценку на разных фестивалях.

Бейбит Бахтыгереев: «Тимур ехал к нам ставить спектакль по пушкинскому рассказу «Метель». Но после того, как увидел «Голоса в темноте», сказал: «Я хочу работать с актерами Владимиром Овчинниковым и Нургуль Джунусовой». В «Метели» ролей для них не нашлось. А в «Станционном смотрителе» – да».

Оценки этого спектакля участниками форума столь высоки и эмоциональны, что, дабы не дать повода для подозрений в некой пристрастности, просто передаем почти стенографически.

Григорий Заславский: «Это один из лучших спектаклей из тех, что я видел за последнее время. Тимур Кулов – режиссер, владеющий новыми формами. Спектакль позволяет пережить эмоции, которые волновали Пушкина и одновременно предложить свой взгляд, свой «угол зрения». Когда будут спрашивать, что посмотреть и в каком театре, буду говорить: «Летите в Кокшетау на «Станционного смотрителя»…

Здесь виден каждый из героев. У вас есть настоящий Минский (актер Тимур Валиев). Потрясающ Самсон Вырин (актер Владимир Овчинников) с этим барабаном, истертым на полях сражения. Как перевоплощается жена пивовара (актриса Нургуль Джунусова)! Какая игра полутонов и разных настроений! Как здорово и с каким доверием к актерам выстроены мизансцены».

Светлана Лавренцова: «На этом спектакле я испытала катарсис. А это бывает очень редко. Я улетаю переполненная эмоциями от этого блестящего спектакля! Конечно, Тимур Кулов – замечательный режиссер. Но без вас, дорогие актеры, он бы ничего не сделал. Попадание в роли у вас настолько точное, что я серьезно задумалась: «Смогут ли они сыграть на таком уровне?» Спасибо за то, что нынешний юбилейный год Пушкина для меня начался в Казахстане, в вашем замечательном театре. Ждем вас на фестивале в Санкт-Петербурге».

Директор Шымкентского русского драматического театра Игорь Вербицкий: «Прилетел из тепла в холод. Не жалею об этом ни секунды. Влюбился в Тимура Кулова после «Лютого». Нынешний спектакль – это нечто! Новая ваша вершина. Спасибо за праздник театра! «Станционному смотрителю» – лавров, Гран-при на разных  фестивалях! Он того стоит!»

Читайте также