27 января 1994 года указом Президента РК в составе Министерства финансов Казахстана была создана централизованная система органов казначейства.
В ходе экономических и политических реформ казначейская система развивалась и укреплялась. В начале девяностых годов были сформированы территориальные управления казначейства при расчетно-кассовых центрах Национального банка. В 1995 году казначейством разработана новая бюджетная классификация доходов и расходов РК, соответствующая мировым стандартам. Параллельно прорабатывалась функциональная часть казначейской системы.
В 1999 году административный центр Акмолинской области из города Астаны был переведен в Кокшетау. В мае этого же года постановлением Правительства РК учреждение «Управление казначейства по городу Астане и Акмолинской области» было реорганизовано и создано государственное учреждение «Акмолинское областное управление казначейства».
Официальным днем создания областного управления считается 6 мая 1999 года. Его штатная численность тогда составляла 311 человек. В структуре областного управления было 16 отделов и 18 районных, городских отделов казначейства.
Первым руководителем ведомства была Айгуль Набиевна Назарова. С 2001 по 2004 годы управлением руководил Зекен Ауданбаевич Исмаилов.
В августе 2004 года Акмолинское областное управление казначейства переименовано в департамент казначейства по Акмолинской области. С 2004 года по январь 2009 года руководителем департамента был Аскар Сактаганович Биахметов, в феврале 2009 года на должность руководителя назначена Рахима Ергалиевна Мукатова, с 2013 года по 2021 год руководил департаментом Сансызбай Кусаинович Бейсенов.
За прошедшие 30 лет казначейство доказало свою востребованность и эффективность, стало одним из ключевых институтов управления государственными финансами, контроля бюджетных расходов и их целевого использования, внесло существенный вклад в становление и формирование национальной бюджетной системы, укрепление экономики страны.
Проведение бюджетных реформ в Казахстане вызвало необходимость модернизировать систему казначейства. В рамках модернизации в 2003 году был реализован переход органов казначейства на новую информационную систему, разработанную на основе программного обеспечения ORACLE. В 2008 году была разработана информационная система «Казначейство-клиент» для автоматизации функций казначейства по приему и дальнейшей обработке в ИИСК финансовых документов, предоставленных клиентом.
С этого времени все территориальные подразделения казначейства работают в единой информационной среде, обеспечивая полноту процесса исполнения государственного бюджета.
Он включает в себя планирование платежей и обязательств государственных учреждений, сбор поступлений в бюджет, регистрацию обязательств государственных учреждений и проведение по ним перечислений, контроль за исполнением бюджета и предоставление отчетности. Информационные системы казначейства фиксируют перечисление бюджетных средств в режиме реального времени и позволяют проводить действенный контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях и принимать обоснованные финансово-экономические решения.
Сегодня департамент казначейства состоит из 17 районных и двух городских управлений казначейства, а также 11 отделов. Штатная численность составляет 176 человек. Департамент обслуживает 748 государственных учреждений, 33 субъекта квазигосударственного сектора, 68 субъектов государственных закупок, обеспечивая выполнение республиканского бюджета, исполнение местных бюджетов, контроль за доходной частью, а также проведение различных финансовых операций, включая учет и оплату счетов государственных учреждений.
Департамент казначейства по Акмолинской области – это самостоятельный, сложившийся, сплоченный коллектив со своей историей и традициями. В нашем коллективе наряду с опытными сотрудниками, стаж работы которых более 20 лет, трудятся и молодые специалисты, перенимая опыт казначейской службы. По итогам рейтинговой оценки среди территориальных подразделений казначейства РК наш департамент неоднократно занимал лидирующие позиции.
Залогом эффективной деятельности является кадровый состав департамента – высококвалифицированные профессионалы, ответственно выполняющие свою работу, благодаря которым обеспечивается эффективный контроль целевого использованием бюджетных средств. Наших сотрудников отличает огромная работоспособность, неиссякаемая энергия и главное – искренняя любовь к своему делу.
Особенно хочется отметить ветеранов казначейской системы, действующих сотрудников департамента и его территориальных управлений, таких как Р. Е. Мукатова, О. Ш. Нурпеисов, Р. К. Сыздыкова, А. К. Искакова, У. К. Джундыбаева, Е. Ш. Кайырбеков, Р. И. Дангилов, Т. К. Оралов, Н. А. Кривицкая, Е. Б. Шамрина, В. И. Кот, М. М. Куандыков, Л. Х. Темиртасова, Г. Б. Садвакасова, Т. Г. Шарипова, Г. Ж. Жантлеева, Р. С. Кенжебаева, А. Т. Исабекова, В. Н. Кулешов, А. С. Ибраева, О. В. Маевская, Б. К. Жапарова, А. С. Тулекенова, И. Ю. Еременко, А. Б. Караканова, Б. К. Есмагамбетова, О. В. Середкина, К. Б. Садуова, С. А. Талаптинова, Г. Р. Карымсакова, Ч. Т. Казжанов, Т. Ю. Яковлева.
Верю, что приобретенные знания, богатый опыт, целеустремленность и профессионализм сотрудников департамента, городских и районных управлений казначейства будут использованы для дальнейшего совершенствования казначейской системы.
Хочу выразить благодарность нашим дорогим и замечательным работникам департамента казначейства за эффективный труд, за то, что даже в самых сложных стрессовых ситуациях вы сохраняете оптимизм.
В 30-летний юбилей искренне поздравляю сотрудников казначейской системы, желаю профессиональных успехов, личного счастья, здоровья, достижения новых высот, взлетов и побед, прогресса и процветания на благо нашей страны!
Александр ЩЕРБАК,
руководитель департамента казначейства по Акмолинской области.