Количество субъектов малого бизнеса выросло на… Информация об этом поступает из всех регионов страны. Наша область – не исключение.
Но как-то не растут в той же пропорции созданные именно малым бизнесом рабочие места и поступающие в казну налоги.
Люди сведущие хорошо знают почему. «Да потому что бизнес дробится: создают якобы новое ИП, оформляют его на жену, тещу… А работают как и прежде».
Для чего эти ухищрения? Элементарно, Ватсон. Чтобы платить налоги по схеме розничного, очень небольшие. Среди серьезных мер государственной поддержки особую роль играет розничный налог – специальный налоговый режим для ИП и ТОО. Он был введен два года назад, чтобы помочь мелкому бизнесу прийти в себя после пандемии. Сами предприниматели считают этот эксперимент удачным.
В марте прошлого года Президент подписал законодательные поправки о включении розничного налога в Налоговый кодекс. И уже с первого мая было утверждено 190 видов деятельности, по которым можно сохранить розничный налог, избежав при этом постановки на регистрационный учет по НДС. Для этого надо доказать, что обороты не превышают 69 млн тенге в год.
На площадке регионального филиала национальной палаты предпринимателей владельцы ИП и ТОО доказывали, что при уплате НДС «вырастут административные и финансовые расходы: необходимо нанимать дорогостоящего бухгалтера для ведения деятельности с НДС и подачи деклараций, приобретать и вести программное обеспечение 1 С…»
Звучали аргументы такого характера: «Только тогда мы уйдем от «серых» схем (то есть тот факт, что они существуют сегодня, никто скрывать и не пытается), сможем расширить свой бизнес и работать в разных административных районах (налог по упрощенной декларации обязывает работать только в месте регистрации бизнеса)».
Сейчас ставки налога от оборота компании составляют 4% при розничной продаже, 8% – на общеустановленном режиме. Но в соответствии с Налоговым кодексом «местные представительные органы имеют право понижать размер ставки, установленной абзацем вторым пункта 4 настоящей статьи (4%) не более чем на 50 процентов, в зависимости от вида деятельности и места нахождения объекта».
То есть если маслихаты приняли бы решение о понижении размера ставки не позднее первого декабря прошлого года, то с первого января года нынешнего уплачивали бы налоги в размере 2%. Подчеркнем, что этим правом обладают маслихаты районов и городов. Но воспользовались им своевременно далеко не все. В том числе и в нашей области.
Причины разные. Нерасторопность и слабая информированность – далеко не главные среди них. Гораздо более существенно желание получить обоснованные расчеты: как это скажется на бюджете. Причем не только в нынешнем году, но и в перспективе. И не только на бюджете, но и на количестве рабочих мест, социальных платежах…
Прозвучал на совещании и такой аргумент из одного района нашей области: «Владельцы МСБ не считают это целесообразным, так как не верят в то, что такая налоговая схема просуществует долго».
Надо сказать, что этот довод скорее исключение. Большинство владельцев МСБ выступили с просьбой к маслихатам принять решение о снижении ставки розничного налога.
Вероятно, разумные основания для этого есть. Но как-то настораживает, что большинство аргументов бизнес-сообщества начинаются со слов «в противном случае». Согласитесь, звучит несколько угрожающе.
Время для принятия решения есть.
– Тем, кто не успел либо принял решение после 1 июля 2023 года, необходимо будет принять его с 1 января до 31 марта следующего. Это будет решение о снижении ставки розничного налога на 2024 год. В этот квартал необходимо успеть принять решение по розничному налогу. Решение на 2025 год должно быть принято не позднее 1 декабря 2024 года, – разъяснял в конце прошлого года новую норму вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.
Более того, с 2024 года перечень видов деятельности, где разрешен для применения специальный режим розничного налога, расширили с 190 до 364 позиций.
Как видим, государство вновь идет навстречу бизнесу. Но любое движение не должно быть односторонним.