– Радует, что акмолинцы поднимают проблемные вопросы не только своего региона, но и всей страны, – говорил, подводя итоги встречи с депутатами областного маслихата и предпринимателями, министр национальной экономики РК Алибек Куантыров.
Можно с полным основанием говорить, что это были не просто вопросы, а предложения по решению проблем: профессиональные, выверенные, реалистичные.
– Государство из Стабилизационного фонда выделяет огромные средства на на создание молочно-товарных ферм, наши предприниматели готовы работать в этом направлении, но сталкиваются со множеством препятствий, – озвучивал точку зрения сельхозтоваропроизводителей председатель регионального совета Палаты предпринимателей Куаныш Ракишев.
Покупать за рубежом племенной КРС необходимо и очень недешево. Но при ввозе его в Казахстан следует уплатить так называемый упреждающий НДС – 12%. Деньги возвращают через 2-3 месяца, после того, как скот пройдет карантин, будет доказано, что он действительно племенной, поставлен на учет. Средства предпринимателя все это время «заморожены». А то, что цены на необходимые стройматериалы, препараты и т. д. за это время могут вырасти значительно, ни для кого не секрет.
Причем уплата НДС при ввозе скота – это требование Таможенного кодекса РК, в Налоговом его нет.
Проблему введения единого аграрного налога представитель компании «Ен-Дала» из Целиноградского района назвал вопросом социальной справедливости: «Почему некоторые ТОО платят 600 тенге с га, а кто-то – более 1 000? Крестьянские хозяйства имеют несколько гектаров земли и платят всего 19 тенге. Такая система создает условия, при которых крупному ТОО выгодно дробиться, создавать десятки КХ, оформляя их на близких и дальних родственников, избегать налогов. Чтобы исключить такую практику, нужно ввести единый аграрный налог для сельхозпредприятий всех форм собственности. Дифференцировать только по баллу бонитета».
И еще: «Почему субсидии выделяются по принципу «всем сестрам по серьгам». В той же Европе их получают только социально ответственные землепользователи. У нас есть ТОО, которые чуть ли не всю социалку сельскую берут на себя. А есть предприниматели, действующие по алгоритму: весной работников из соседней страны привез, отсеялись, уехали. Осенью урожай собрали – хозяин улетел в теплые края до будущей весны. Почему он тоже получает государственные субсидии?»
– Вы поднимаете действительно важные социальные вопросы, – отвечал Алибек Куантыров. – Собираемость налогов в сельскохозяйственной сфере действительно очень низкая. Не более 4-5% от общего объема ВВП. Видимо, налоги, уплачиваемые на таможне, – один из способов их повысить. Но, очевидно, что способ не самый эффективный, интересам сельхозпроизводителей отнюдь не отвечающий. Может мы и придем к единому аграрному налогу. Надо посчитать, что получится в итоге. Но сопротивление этой инициативе серьезное.
Не меньшее, чем и в вопросе о реформировании системы субсидирования. По информации Алибека Сакеновича, Правительство пыталось из 50 видов субсидий оставить 10-11. Исходя не из количества земли, а из уровня производительности. Предлагали размер субсидий определять в зависимости от количества маточного поголовья, а не общего количества скота, выделять субсидии именно на инвестиционные расходы. Не получилось.
Министр экономики говорил откровенно: «Часть (и немалая) крупных сельхозпроизводителей возражала очень активно. Хотя все знают, они субсидии используют просто для снижения своих расходов и повышения маржи. К такой системе надо идти, но постепенно. Это – вопрос социальной стабильности».
Председатель Ассоциации туризма Акмолинской области Кайрат Султанов поднял несколько актуальных вопросов. Прежде всего просил хотя бы отсрочить вступающие в силу с начала 2024 г. нововведения Налогового кодекса РК, касающиеся оплаты налогов за нахождение на особо охраняемых территориях ГНПП: «Пресловутый сбор за посещение нацпарка я прошу отменить с 2007 года хотя бы для детей. Практически все ДОЦ находятся на территории нацпарков. И за каждый день пребывания ребенка надо заплатить 345 тенге. А если я везу детей на экскурсию из Зеренды в Бурабай, то это уже другой нацпарк, там тоже плачу этот сбор».
Взимать деньги только за въезд на территорию нацпарков автомобилей, действительно в той или иной мере наносящих вред окружающей среде, – это давнее предложение Кайрата Султанова находит все больше сторонников.
– Вероятно, сбор с пешеходов, отдыхающих действительно надо отменить или хотя бы минимизировать, – соглашался министр экономики.
Следующее предложение Кайрата Абайдоллаевича – отменить конкурс госзакупок на путевки для детского отдыха, проводить его комиссионно, методом из одного источника. Аргументов для этого множество. Вспомним хотя бы вызвавший общественный резонанс факт: в Алматы дети «отдыхали» в здании сауны. Есть и другие примеры того, как конкурс выигрывают сомнительные организации, не имеющие своей базы, находящиеся в ином регионе страны.
Редкая встреча с ответственными лицами обходится без разговора о несовершенстве системы проведения тендеров. И то, что понятие «недобросовестный подрядчик» прочно вошло в наш обиход, одно из тревожных последствий этого.
Но существенных изменений ожидать не стоит. Во всяком случае, в ближайшее время.
– Действительно, у местных поставщиков ответственность выше и средств воздействия на них больше. Условная скидка для них уже предусмотрена. Но и ее перебивают демпингом. Но при этом: закон есть закон. Предпочтение нельзя отдавать никому. У нас унитарное государство, есть свои обязательства в рамках ЕАЭС, – разъяснял позицию министерства Алибек Сакенович.
Директор мясокомбината Азамат Шалмагамбетов озвучил предложения по созданию условий для реализации шкур КРС и МРС как внутри страны, так и за ее пределами. Для этого по меньшей мере надо убрать запрет на их экспорт. Хотя бы до той поры, пока в Казахстане появится свое производство по обработке шкур и их дальнейшему использованию. Важным шагом к этому может стать «реанимация» Закона о заготовительной деятельности.
Финансовый директор компании «Botai Developmen» Татьяна Воротынцева актуализировала проблемный вопрос, с которым сталкиваются участники национального проекта по развитию предпринимательства: нестабильность финансирования. Банки второго уровня выдают кредиты не менее чем под 20%. Фонд «Даму» субсидирует при наличии средств.
«Задержки бывают по 3-4 месяца. Не у каждого предпринимателя могут быть деньги. Проект пробуксовывает. Тем более, если бизнес новый, другого нет. Мы бы хотели, чтобы по договорам финансирования государственных программ государство как-то влияло бы на амбиции банка».
Говорила она и о такой проблеме. Вступило в силу требование, согласно которому не менее 20% торговых площадей или торговых полок должны быть отведены для казахстанских товаров – сертифицированной продукции со знаком ГОСТа. Понятно, что тем самым пытаются поддержать отечественного производителя. Но пока тех, кто не только производит, но и маркируют свой товар должным образом, найти сложно.
– Посмотрим, как программа поддержки отечественного бизнеса с этими требованиями заработает. Нерабочие нормы будем убирать, – разъяснил министр. – В рамках ЕАЭС, членами которого мы являемся, стоит задача максимально маркировать товары в целях безопасности и повышения качества.
Позиция министерства в отношении новых жилищных программ интересна всем. По словам Алибека Куантырова, ипотечная программа «7-20-25», видимо, будет продолжена: «Но она должна быть ориентирована именно на тех людей, кто в ней действительно нуждается. Когда запускают льготные программы, наблюдается массовое строительство, растут цены, а покупательская способность граждан из-за этого снижается. Рынок жилья должен нормализоваться, поскольку инфляция снижается, Нацбанк снижает базовую ставку».
По поводу улучшения энергетической системы Зерендинского района, где изношенность сетей достигает 90%, министр сказал следующее: «Эта проблема на особом контроле. Модернизация будет проведена за счет республиканского и местного бюджетов, другая часть ляжет на тарифы. Комплексная работа уже ведется, в том числе и в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции».
Немало вопросов обсудили «на месте» – в ТОО «Новопэк» и ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу». Подытоживая встречу, глава министерства заверил, что озвученные вопросы и предложения взяты на карандаш для последующего их решения и урегулирования.