Острая нехватка водителей общественного транспорта, капитальный ремонт дорог и другие вопросы обсуждались на встрече с министром транспорта РК Маратом Карабаевым в Кокшетау. В рамках рабочей поездки в регион руководитель ведомства пообщался с представителями общественности, работниками дорожной и транспортной сфер.
В первую очередь собравшиеся оценили своевременность и оправданность решения Президента о воссоздании профильного транспортного министерства. Не раз прозвучало: с учетом накопившихся в отрасли проблем это было необходимо. Последовавшая за этим сессия вопросов и ответов лишь подтвердила: проблем и правда накопилась масса.
– Автодорога «Кокшетау – Омск» не ремонтировалась уже 30 лет. По ней в соседнее государство с давних времен возят щебень из наших карьеров, – отметил акмолинец. – Тяжелые грузовые машины будут и впредь «убивать» дорогу, если не предпринять кардинальных мер. А ее капитальный ремонт положительно бы сказался не только на партнерстве между Казахстаном и Россией, но и улучшил бы уровень жизни людей, живущих в населенных пунктах неподалеку.
Отвечая на вопрос, председатель Комитета автомобильных дорог Минтранспорта Толеген Абдуллин заверил, что в ближайшее время ремонтные работы будут проведены: «Протяженность трассы до границы с Российской Федерацией – 270 километров, в том числе 50 км относится к Акмолинской области, остальное – к Северо-Казахстанской. В этом году мы начали капитальный ремонт 56 км. На остальных участках приступим к среднему ремонту в следующем году».
Он также отметил, что Комитет транспортного контроля и автомобильного транспорта планирует в ближайшее время установить на трассе автоматическое контрольно-измерительное оборудование. Однако предприниматели считают, что исправить положение сможет только восстановление участка железнодорожного пути Иртышское – Кзыл-Ту, который разобрали в 90-х годах.
– Таким образом, можно будет без ущерба для трассы продолжать возить в РФ не только щебень, но и другие стройматериалы, которые пользуются спросом у соседей. Более того, участок железной дороги также можно будет использовать как транзитный коридор для перевозки сельскохозяйственных грузов между странами Центральной Азии и Россией, – отметил председатель объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц «Туристская ассоциация Акмолинской области» Кайрат Султанов.
По его словам, есть еще одна проблема, решить которую может только профильное министерство.
– Вопрос касается наших детей. В этом году на границе с Россией детские туристические группы простояли около восьми часов. Необходимо предусмотреть зеленый коридор для детей, путешествующих группами, – обратился Кайрат Султанов к главе Минтранспорта.
– Это первый регион, где подняли вопрос не регионального и даже не республиканского, а международного масштаба. Мы обязательно решим его, безотлагательно внесем норму в межправительственное соглашение с нашим соседом об упрощенном порядке прохождения границ для детей. Думаю, до середины следующего года мы поставим точку в этом вопросе, – ответил Марат Карабаев.
Также акмолинцы подняли вопрос расширения трассы Кокшетау – Зеренда до четырех полос, отметив, что на нее приходится значительный автомобильный поток.
– Сразу поясню, повышенная интенсивность передвижения наблюдается только в летний сезон, зимой же наоборот. К сожалению, на этой дороге очень много подъемов и спусков. Чтоб перевести ее в первую категорию, нужно делать выемку грунта. Это будет достаточно дорогой проект, – ответил министр транспорта. – Затраты примерно составят 40-45 млрд тенге. Такие большие деньги мы бы направили на реализацию других проектов. Но раз общество и население просит, чтобы эта дорога была четырехполосной, в марте будущего года в рамках уточнения бюджета постараемся запланировать средства на разработку проектно-сметной документации. Это займет примерно год. Если все пойдет так, как мы наметили, полагаю, что во втором полугодии следующего года можно будет говорить об определении подрядной организации.
Также были подняты вопросы субсидирования предприятий сферы дорожного строительства, относящихся к категории крупных, предоставления льготных кредитов для обновления дорожно-строительной техники, контроля качества выполненных работ, допуска подрядных организаций казахстанских консорциумов к дорожным проектам, финансируемым за счет займов международных финансовых институтов. Затронули и вопросы удешевления топлива и надежности поставок дорожного битума.
Также на встрече к министру обратились представители предприятий-перевозчиков, испытывающих острый дефицит кадров.
– Сейчас в Кокшетау и Степногорске на линиях в основном остались водители предпенсионного возраста. В ближайшей перспективе мы останемся совсем без кадров, – отметил председатель ОЮЛ «Ассоциация пассажирские перевозки» Рустем Калишев. – К слову, эта проблема остро стоит во всех регионах Казахстана.
– В этом вопросе сложно поставить точку. Он частично решен – внесены изменения в законопроект, который находится в Мажилисе. Думаю, что до конца марта, в крайнем случае – до июня, он будет подписан. Возраст приема на работу водителей автобусов снизится с 23 до 21 года. Снижены и требования к стажу – теперь водителю будет требоваться опыт до одного года, – пояснил министр транспорта РК.
Однако коллеги главу ведомства поправили, подчеркнув, что законопроект Мажилисом не поддержан. Чему он сильно удивился: «Я подключусь к этому вопросу, если депутаты не поддержали, лично поговорю».
На встрече также было отмечено, что в стране порядка 370 тысяч водителей, имеющих категорию D, но большая часть из них не желает работать водителями общественного транспорта…
Помимо этого, были подняты вопросы модернизации аэропорта Кокшетау, железной дороги, вагонов, автобусных парков, состояние дорог. Подводя итоги встречи, министр отметил, что все вопросы, поднятые акмолинцами, будут рассмотрены и по ним будут приняты меры.
Тамара САЛИМОВА.