В наступающем году Кокшетау отметит 200-летие. О важнейших вехах развития родного города узнали в музее областного центра ребята из клуба юных журналистов при Дворце детства и творчества «Болашак сарайы».
Музей расположен в старинной части города, у подножия сопок, там, где на берегу озера Копа был основан Кокшетау. Стены старинного одноэтажного деревянного дома хранят историю более вековой давности. В конце XIX – начале ХХ века здесь жила семья государственного деятеля советской эпохи Валериана Куйбышева. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался тыловой госпиталь, а в 1949 году в нем открыли мемориальный музей В. Куйбышева. В 2000 году он стал музеем истории города Кокшетау.
– В основном фонде хранится более 18,8 тысячи экспонатов. Каждый из них – это часть нашей истории, – рассказывает заведующая отделом научного обеспечения фондов Ольга Сартова. – К примеру, в музее есть уникальная вещь – европейский патефон «His Master’s Voice», произведенный в Англии в 1930-40-е годы. Этот раритет – гордость музея. До сих пор патефон в рабочем состоянии. Его, как и многие другие экспонаты, передали музею жители города…
В следующем году областной центр будет праздновать свой юбилей. Почти двести лет назад, 29 апреля 1824 года, окружным приказом был образован новый населенный пункт. В 1868 году Кокшетау стал городом, а в 1944 – областным центром.
Ольга Викторовна рассказывает, как начинал расти город, как строились деревянные дома из леса, который покрывал сопки. Сюда стекались семьи из Саратовской и Омской губерний, Украины… Переселенцам давали земельные наделы, выплачивали подъемные. Негласно город делился на две части, казачью и мещанскую.
– Первым делом были построены мечеть и церковь. К слову, основателем мечети и школы при ней стал Науан Хазрет. Люди занимались сельским хозяйством: пахали землю, выращивали скот. Город рос, в конце века открылась больница на 16 кроватей и тюрьма на 15 мест… – сообщает экскурсовод.
Юные журналисты с интересом разглядывают фото города, каким он был в то время, проходят по залам музея. Каждый зал рассказывает об определенном периоде, о людях, о приметах времени, ставших уже историей…
Как жили, чем дорожили
«В музее мне больше всего понравился большой уютный зал, который отражает жизнь и быт казахского народа начала ХХ века. В то время в жилых помещениях были только самые необходимые вещи. В музее есть старинное деревянное блюдо астау, сундук – «сандық», деревянная посуда. Очень интересным мне показался подойник, изготовленный из цельной березы. Он предназначался для доения кобылиц, а так как лошади очень пугливые животные, нужно было, чтобы струя молока падала в подойник бесшумно. Поэтому его и делали из дерева.
Один из важных предметов интерьера – это сундук. В то время он исполнял роль стула, стола, шкафа и даже кровати. В сундуках хранили одежду и обувь, посуду и еду, ценные вещи. В музее нам рассказали, что в такой сундук собирали приданое для невесты. Приходя в новый дом, девушка должна была показать всем женщинам свое «жасау».
Мне также понравился ларь для хранения продуктов и посуды – «кебеже». Его лицевая часть оформлена резными декоративными элементами. Экспонат, изготовленный в 30-е годы ХХ века североказахстанским мастером А. Абулгазиным, передан в музей семьей Биляловых из села Сырымбет Северо-Казахстанской области. Кебеже изготавливали с особой тщательностью, чтобы туда не пробрались грызуны или насекомые. Проверяли такие сундуки, наливая внутрь воду: если ларь не протекал, то работу принимали».
Әдия Серікбай.
Уголок моего города
«Посещение музея истории города Кокшетау оставило в моей душе глубокие чувства. Пройдя через залы, наполненные старинными вещами, я с интересом слушала истории про экспонаты, изумлялась и восхищалась.
Больше всего мне понравился зал, оформленный как рабочий кабинет. Там стоит фортепиано, изготовленное в 1946 году в Беларуси. Его передала в музей педагог, музыкант, ветеран труда, отличник народного просвещения КазССР Татьяна Максимычева. Она много лет преподавала в Кокшетауской детской музыкальной школе.
В этом зале на столе стоит печатная машинка, а в углу – проигрыватель пластинок. Мы узнали историю появления этих предметов, но все равно хочется вернуться сюда еще раз… Экскурсия в музей стала для меня не только увлекательным путешествием в прошлое, но и источником новых эмоций, наполнила мое сердце уважением и любовью к этому уникальному уголку моего города».
Аруна Қалижан.
Когда телевизоров еще не было…
«После Второй мировой войны в нашем городе, как и во всем Советском Союзе, начали восстанавливать сельское хозяйство. Люди возвращались к привычному образу жизни. В это время город начал разростаться, рядом строились совхозы и поселки, а 31 июля 1954 года был принят генеральный план о «О строительстве и благоустройстве города Кокчетава». В соответствии с ним было намечено строительство гормолзавода, мясокомбината, универмага, книжного магазина и т. д. В 1954 году была принята программа о поднятии целинных и залежных земель. С этого момента по зову комсомола и партии в Кокчетав, как тогда назывался город, начали приезжать люди со всего Советского Союза.
Так как телевизоров в то время еще не было, жители активно пользовались радио и радиолами, слушали передачи спортивных соревнований, концертные программы и радиоспектакли. В то время был популярен особый вид мебели – этажерки, в них в музее сейчас хранятся книги 50-х годов. Это неслучайно: после войны люди всех возрастов начали массово читать книги. Целые семьи, соседи проводили вечера с книгами, читая при свете керосиновых ламп. Тогда все школьники от 9 до 14 лет были участниками пионерского движения и носили на шее красные галстуки.
Также в зале на стене висит гобелен «Утиная охота». После войны солдаты часто привозили гобеленовые ковры как военные трофеи, поэтому вскоре начали производить похожие ковры с разными рисунками – сюжетами известных картин. Кровати были высокие, считалось, чем больше подушек и одеял, тем состоятельнее хозяин… Этот переломный период был временем перемен, потенциальных возможностей обновления, получив скорее литературное, чем научное определение – «оттепель».
Арай Апбаз.
У каждого – свои пельмени
«В музее истории города Кокшетау больше всего мне понравилась кухня. Гордостью работников музея является замечательный холодильник. Он отличается своей ручкой: такие же ручки были на автомобилях ЗИЛ. Чтобы еда в общей кухне коммунальной квартиры не пропадала, можно было закрыть холодильник на замок.
Особым шармом в то время являлись часы с кукушкой, их ласково называли «ходиками». Такие часы были во многих домах, каждый час из них выскакивала кукушка.
Мне понравилось, что раньше пользовались стеклянными бутылками для молока и кефира. Я считаю, что это очень экологично и выгодно. После использования бутылки ее тщательно мыли и сдавали, за это получали деньги.
В те времена все было обустроено так, чтобы объединить семью. Например, к краю стола в кухне музея прикреплена ручная мясорубка. Нам рассказали, что во многих семьях было принято все делать вместе: мясо перекручивает папа, мама делает тесто, и они всей семьей лепят пельмени. В советское время в больших количествах их лепили перед Новым годом. Позже их выносили на улицу, и никто из соседей их не трогал, у каждого была своя дощечка с пельменями…»
Ризада Талқан
Завершилась экскурсия во дворе музея, где под навесом стоит один из самых популярных экспонатов – автомобиль «Кадиллак», принадлежавший Валериану Куйбышеву. Сначала он был черным, но в ходе реставрации его перекрасили в синий цвет. Таких машин в Союзе было всего десять. Рядом примостились зимние сани и летняя пролетка, изготовленные местными мастерами в середине прошлого века. На таком транспорте от Кокшетау до Акмолинска, нынешней Астаны, можно было добраться за 2-3 дня, с остановками на ямских станциях, чтобы перекусить и дать отдых лошадям.
– Артефакты, собранные в музее, интересны с исторической точки зрения как предметы культуры и быта. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на все происходящее сегодня, – подводит итог экскурсии Ольга Викторовна.