Когда слова не расходятся с делом

Сегодня нет сомнений в том, что предтечей обретения Независимости Казахстаном послужил протест народа против насилия тоталитарной советской системы. Она десятилетия подавляла естественное стремление казахского народа к государственному суверенитету.

С той поры прошло 37 лет. Определен высокий статус участников событий, которые насегда вошли в историю Казахстана.

В 2021 году по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Алматы в память о декабрьском восстании установлен монумент «Тәуелсіздік таңы» и открыт парк «Желтоқсан».

В годовщину декабрьских событий проходят встречи участников восстания с учащейся молодежью, школьниками. Одним из желанных гостей на них является известный казахстанский скульптор, деятель культуры РК, член Союза художников РК, почетный академик Академии художеств РК Тохтар Ермеков.

Всей своей жизнью и творчеством Тохтар Тышкулович не изменяет своему жизненному кредо: «Ценю людей, слова которых не расходятся с делом».

37 лет назад, будучи студентом отделения «монументально-декоративная пластика» Государственного театрально-художественного института имени Жургенова, он, как и многие его сокурсники, вышел на мирный митинг на центральную площадь г. Алма-Аты, чтобы выразить вместе с десятками тысяч людей протест против насилия над казахским народом. Во время разгона демонстрантов силовики применили бронетранспортеры, водометы, собак, дубинки, пресловутые саперные лопатки. Очевидцы видели тысячи пострадавших и раненых девушек и парней, убитых. Видя, как убегают от погони девушки-студентки, а их преследуют солдаты, Тохтар Тышкулович вместе с другими парнями, чтобы задержать их, стал швырять булыжники.

Все три дня демонстрантов фотографировали, снимали на камеру. А затем уже велась опознавательная работа в учебных заведениях и общежитиях. Их опознали, его сразу же отчислили с четвертого курса института, арестовали, осудили на 5 лет лишения свободы. Отбывал наказание в исправительном учреждении 167/3 усиленного режима в городе Шымкенте. Вместе с уголовниками, которые вначале не поверили, за что их осудили, и пригрозили, что расправятся с ними, если соврали… По своим каналам заключенные узнали о том, что произошло в стране.

Отсидел три года. Сегодня ему тяжело вспоминать те дни: «На главной площади Алма-Аты произошло крушение наших иллюзий. Те события пробудили всю интеллигенцию. Стало понятно, что подавление национального самосознания продолжается в закамуфлированном виде».

Желтоксановцы всегда с большой благодарностью вспоминают всех девушек – участниц восстания, которые мужественно держались сами и поддерживали других. Как жены русских декабристов начала 19 века, многие ждали из тюрем и мест ссылок своих парней.

К Тохтару на одно из свиданий в Шымкентскую тюрьму супруга привезла сына – первенца.

В 1989 году его оправдали, восстановили по месту учебы. Получив диплом, в 1990 году вернулся в родной город Караганду и с 1990 по 1997 годы работал в карагандинских художественно-промышленных мастерских, выполнял различные заказы. «А, надо сказать, в те времена каждую работу должен был принять худсовет Дома художников. И с первого раза никакую работу не принимали! Месяц давали на раздумье, эскизирование, чтобы переработать материал. Заставляли переделывать, подсказывали, советовали как. И это было для меня большей школой, чем все годы учебы в училище и институте.

В 1996 году приехал к нам замминистра культуры, собрал всех художников, музыкантов, артистов, объявил, что в Целинограде будет столица Казахстана, и призвал всех, у кого есть желание, строить новый город в независимой стране. И я переехал сюда», – рассказывал Тохтар Ермеков.

С 1997 по 2003 гг. преподавал на кафедре архитектуры в ЕНУ имени Гумилева, вел занятия по рисунку и скульптуре.

Вот уже 26 лет Тохтар Тышкулович плодотворно работает в Доме художников г. Астаны. В 2010 году был удостоен звания «Мәдениет қайраткері», в 2016 году за участие в авторском коллективе по созданию нового символа современного Казахстана и его народа, реализовавшего многовековую мечту о независимости и суверенитете своей страны, – Триумфальной арки «Мәңгілік Ел» – награжден орденом «Құрмет».

Принимал участие в создании парка   скульптур у здания Конгресс-холла, спорткомплекса «Казахстан». Был руководителем творческой группы по созданию памятника известным казахским ханам «Керей и Жанибек» у Музея Первого Президента РК, соавтором монумента «Қазақ Елі» у «Тәуелсіздік сарайы», фасадных скульптур «Кобызшы», «Жетiгеншi», «Квадрига» у Театра оперы и балета.

В Астане установлены памятники его    работы казахскому полководцу Богенбай Батыру, великому Абаю Кунанбаеву, бюст Льву Гумилеву возле ЕНУ, парковая скульптура «Нар Кыз», бронзовые скульптуры «Мелодия степей», «Шелковый путь», «Кокпар» и «Кыз Куу» у киноконцертного зала.

В селе Акмол Целиноградского района к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. воздвигнут мемориальный комплекс памяти воинам-целиноградцам. Это совместная авторская работа члена Союзов художников СССР и РК, члена скульптурной ассоциации Канады Азата Баярлина и Тохтара Ермекова.

«Мы с моим преподавателем и старшим товарищем Азатом Баярлиным готовились, – говорит Тохтар. – Он изваял бюст дважды Героя Советского Союза, летчика-штурмовика Талгата Бегельдинова, а я – Рахимжана Кошкарбаева – народного героя, который 30 апреля первым водрузил Знамя Победы над Рейхстагом».

В Акмолинской области установлен бюст композитору Кумисбекову в райцентре Коргалжын. Также Тохтар Ермеков – автор рельефной композиции у обелиска Абылай-хану в Бурабае, скульптуры «Лучник» у санатория «Окжетпес». Автор памятников Герою Советского Союза, писателю Малику Габдуллину и политическому деятелю Еркину Ауельбекову в городе Кокшетау.

Эскизы новых работ – в мастерской скульптора. Мыслители и герои, составляющие гордость казахской истории, соседствуют здесь с образами символическими и даже сказочными. Пока они сработаны в пластилине и гипсе, а в бронзе отольются лишь некоторые. Каждая отливка стоит серьезных денег, да и довести скульптуру до литейного цеха – из пластилина в гипс, из гипса – в воск – огромный труд. А потом еще долго надо обрабатывать, чеканить детали, полировать… Если же ставить настоящий памятник – тут уж счет на миллионы идет, необходимо редкое стечение обстоятельств, солидный заказ, чтобы это произошло.

В каждой работе – талант, мастерство и опыт жизни нелегкой. Но такой интересной и творческой.

Даметкен БЕКОВА,
публицист.

Читайте также