Развитие местного самоуправления – важнейший шаг на пути демократизации казахстанского общества.
Особую роль в этом процессе призваны сыграть маслихаты. Президент страны Касым-Жомарт Токаев подчеркивает: «В рамках политической модернизации маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления. … Необходимо четко обозначить полномочия маслихатов и нужно кардинально пересмотреть систему финансирования регионов».
Обсуждение проекта областного бюджета на 2024-2026 гг. и его утверждение на седьмой сессии областного маслихата – наглядный пример профессионального, ответственного отношения к делу. Независимо от того, избран ли депутат по партийным спискам или по одномандатным округам, каждый, прежде всего, озабочен доходной частью бюджета и расходованием его на первоочередные, социально значимые нужды.
По сути обсуждение бюджета проходило буквально с первых дней работы областного маслихата восьмого созыва. Уже в марте к новому корпусу народных избранников со своими нуждами и запросами стали обращаться люди, депутаты озвучивали наиболее острые проблемы на каждой из семи прошедших сессий.
В октябре депутаты заслушали проекты бюджетов всех городов и районов, а также областных ведомств. Всего регионы заявили для финансирования более тысячи проектов на сумму 514 млрд тенге. От депутатов всех уровней в течение года поступило 518 заявок на сумму порядка 290 млн тенге.
– В приоритете – завершение начатого. Новые проекты должны быть тщательно просчитаны, обоснованы, экономически и социально эффективны, – говорил перед началом обсуждения председатель областного маслихата Бейбит Жусупов.
Ключевые параметры бюджета следующего года озвучила руководитель управления экономики и бюджетного планирования Алмагуль Шугурмакова.
Основными источниками доходной части областного бюджета на 2024 год по-прежнему остаются индивидуальный подоходный налог, удельный вес которого составляет 65,0%, корпоративный подоходный налог с юридических лиц – 18,8% и плата за эмиссии в окружающую среду – 5,6%.
В итоге собственные доходы областного бюджета запланированы на 2024 год в размере 83 млрд тенге, в 2025 г. – 85, в 2026 г. – 88 млрд тенге.
Основная доля расходов областного бюджета приходится на развитие социальной сферы – 298,8 млрд тенге, или 61%.
На сферу образования в 2024 году предусмотрено 230 млрд тенге. Это на 9% выше уровня 2023 года. Только на питание учащихся 1-4 классов (57 124 человека) необходимо 6,6 млрд тенге, на питание для детей из семей социально уязвимых слоев населения (7 300 детей) детских дошкольных организаций – 1,6 млрд тенге, детей из семей социально уязвимых слоев населения, проживающих в интернатных организациях, – 202 млн тенге, на питание для школьников, обучающихся в специальных и специализированных школах-интернатах, – 230 млн тенге.
Как видим, эти необходимые траты составляют немалую часть бюджетных расходов.
Детально обсудили очередность капитальных ремонтов, приобретения необходимого школьного оборудования. Главные критерии: безопасность детей и создание должных условий для их обучения.
На развитие системы здравоохранения на 2024 год предусмотрено 11,5 млрд тенге (в 2023 – 13 млрд тенге). Это средства на содержание трех организаций здравоохранения – Кокшетауский высший медицинский колледж, Щучинский дом ребенка, областная база специального медснабжения.
635,9 млн тенге необходимы для подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «общая медицина» и резидентов по узким специальностям. В эту же статью расходов включены единовременные социальные выплаты медицинским работникам остродефицитных специальностей, устраивающимся на работу в сельские медицинские организации. Условие – работать не менее пяти лет.
На реализацию основных мероприятий социальной защиты населения в 2024 году предусмотрено 15 млрд тенге. Большая часть из них – на надлежащее содержание 10 областных центров оказания специальных социальных услуг.
На программу занятости планируется выделить 3,3 млрд тенге. В приоритете – активные меры занятости (общественные работы, кратко-срочное обучение, молодежная практика, первое рабочее место, контракт поколений, субсидируемые рабочие места, субсидии на переезд для кандасов, гранты на реализацию новых бизнес-идей).
На субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью – 21,6 млн тенге. На содействие добровольному переселению лиц для повышения мобильности рабочей силы – 360 млн.
Мы приводим только часть данных, которые стали основанием для вывода, сделанного председателем постоянной комиссии областного маслихата Маратом Койшибаевым: «Бюджет социально ориентирован и разумно сбалансирован».