Что делать, если покупатель сталкивается с недобросовестными продавцами, завышающими цены или реализующими некачественный товар? Скоро призвать их к ответу можно будет, используя новый инструмент – проект «Сапалы өнім». О нововведении рассказал на брифинге в Региональной службе коммуникаций руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Акмолинской области Ерлан Аубакиров.
– Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан предлагает запустить новый публичный концепт для обеспечения продовольственной безопасности на внутреннем рынке и защиты прав потребителей. Уже сформированы законодательные механизмы, в том числе введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, – отметил спикер. – Проект позволит с помощью неправительственного сектора в нашей сфере обеспечить защиту отечественных производителей и потребителей на внутреннем рынке от небезопасной и некачественной продукции, а также создаст условия для развития добропорядочной конкуренции.
Так, общественное объединение потребителей вправе инициировать проведение экспертизы качества и безопасности товаров, работ или услуг, а также предъявлять иски в суд. К слову, в регионе действует два таких объединения: в Степногорске и Кокшетау.
Ерлан Аубакиров подчеркнул, что проверка проводится в трех случаях: если в общественное объединение поступает более пяти жалоб на одного и того же недобросовестного предпринимателя, по итогам мониторинга и обращений потребителей или для проверки реализации рекомендаций по результатам предыдущего общественного контроля.
Для этого создается комиссия, в составе которой должно быть не менее трех человек. Основания проведения контроля и состав комиссии доводятся до предпринимателя не позднее, чем за один рабочий день. При выявлении нарушений прав и законных интересов потребителей информация об этом направляется в соответствующие государственные органы, а также предоставляется субъекту контроля. Результаты проверки и рекомендации должны быть размещены на интернет-ресурсе общественного объединения потребителей и в СМИ.
– Вопрос качества продукции является одним из приоритетных направлений в сфере защиты прав потребителей. Проект «Сапалы Өнім» приведет к эффективности правового регулирования на потребительском рынке и социальной стабильности, а также будет олицетворять гарантии качества, безопасности и доступных цен для населения. Акцент делается на развитии отечественных предпринимателей и производителей товаров, работ и услуг, – подчеркнул Ерлан Ермекович.
В преддверии праздников руководитель ведомства призвал акмолинцев незамедлительно обращаться в департамент по защите прав потребителей в случае завышения цен или реализации некачественных товаров. К слову, с начала года специалисты департамента рассмотрели 790 жалоб, из них 86 – по завышенным ценам на товары первой необходимости.
Фото: Айбека Даньярова