«Человек наехал на яму, повредил автомобиль. С жалобой обращается к местным исполнительным органам, требует возмещения ущерба. Такие случаи в области уже есть. Пока проблема решается за счет компании-подрядчика, обслуживающей проблемный участок дороги. Но нужно выделять дополнительные деньги на содержание дорог, чтобы была возможность вовремя делать ямочный ремонт и не допускать подобных случаев и судебных разбирательств», – говорил руководитель областного управления пассажирского транспорта и автодорог Владимир Кулаков на заседании областного маслихата. В рамках заслушивания администраторов госпрограмм по проекту областного бюджета было озвучено еще немало проблемных вопросов…
Построим, сколько сможем?
Как отметил в начале заседания председатель комиссии по вопросам экономики и бюджета областного маслихата Марат Койшибаев, в рассмотрении бюджетов регионов теперь активно участвуют депутаты всех уровней – и областного маслихата, и районных, посредством видеосвязи. Таким образом, в распределении государственных средств участвуют все, ни один важный проект не будет упущен. Перед заключительным уточнением бюджета были заслушаны все областные управления, и ответственное за автодороги – одно из самых «востребованных» у жителей и депутатов.
– Таких объемов дорожного строительства, к в последние пять лет, в области не было никогда, – отметил Марат Советович. – Но тем не менее и жалоб, и просьб немало.
Впрочем, как стало понятно из отчета Владимира Кулакова, несмотря на то, что планов у управления много, не факт, что все чаяния акмолинцев будут удовлетворены. На сегодня, как он отметил, в республиканский бюджет поданы заявки на ремонт и строительство дорог на 86 млрд тенге. Поддержаны только на 14 млрд. И деньги будут выделены только на те дороги, что уже начали строить. Новые проекты пока поддержки не получили.
– Их будем снова заявлять в феврале при уточнении республиканского бюджета. Надеемся, что финансирование будет выделено, – сказал Владимир Кулаков.
Кстати, бюджетные заявки, на которые все же выделит деньги республиканский бюджет, относятся к госпрограммам «Комплексный план развития населенных пунктов, прилегающих к Астане» и «Развитие окраин и малых городов». А значит, практически все эти средства будут направлены в пристоличные районы области…
Что касается областного бюджета, то и здесь сумма средств, запрашиваемых на ремонт и строительство дорог областного значения, составила 86 млрд тенге. Хочется верить, что в казне области денег на эти работы хватит.
Кстати, как отметил Владимир Захарович, все чаще удается сэкономить бюджетные средства, которые раньше уходили на разработку проектно-сметной документации на строительство дорог. Сегодня многие проекты разрабатываются за счет хозяйствующих субъектов, убедившихся, что при наличии ПСД госорганы со строительством не затягивают. К тому же проектировщики, избавленные от необходимости участвовать в жестком конкурсе госзакупок, как показывает практика, свою работу оценивают на порядок дешевле.
Качество – вопрос ключевой
Немало вопросов на заседании возникло у депутатов к качеству дорог. Владимир Кулаков отметил: чтобы дороги лучше сохранялись, нужно увеличивать средства, затрачиваемые на их содержание.
– Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется около 1 млрд тенге, из них порядка 700 млн уходит только на зимний уход за дорожным покрытием: очистка, устранение паводковых размывов. А ведь нужно еще делать окос, ямочный ремонт… Денег не хватает. Поэтому просим депутатов поддержать дополнительное выделение 600 млн тенге. Их можно будет пустить на ямочный ремонт особенно изношенных участков и работать оперативно, – сказал руководитель управления.
Впрочем, в области все еще немало дорог, которым ямочный ремонт вряд ли поможет. Многие из них, вопреки нормативам и логике, недавно ремонтировались, но быстро пришли в негодность. К примеру, трасса Атбасар – Сочинское, построенная в 2019 году. На вопрос, как призвать к ответу некачественно отработавших подрядчиков, главный дорожник области пояснил: на компанию, строившую эту дорогу, подали в суд. Однако если подрядчики докажут, что по дороге следовали большегрузные машины, то призвать их к ответу и заставить устранить недостатки не удастся.
– Считаю, что в таких случаях нужно наказывать местные исполнительные органы, акимов регионов, которые не появляются на стройках и ответственности за качество не несут. Это плохая практика. Все мы видим: объемы дорожного строительства растут, а качество дорог, наоборот, ухудшается. Нужен серьезный контроль. Если представители госорганов не работают с подрядчиками, надо подключать прокуратуру, вводить более жесткие подходы, – отметил депутат областного маслихата Умар Шоназаров.
Впрочем, пока решение вопроса об усилении контроля упирается в кадровый дефицит. В регионах не хватает специалистов, в отделах ЖКХ работают по 3-4 человека, которые, кроме дорог, отвечают и за благоустройство, и за коммуналку… Понятно, что профессионалов-дорожников среди них – единицы.
– Хорошо показала себя практика создания в районах специальных отделов автодорог, они работают в Целиноградском и Бурабайском районах, – сказал Владимир Захарович.
Но… как было отмечено на заседании, чтобы создать подобные ведомства в других регионах, к примеру, крупных Аршалынском и Атбасарском, нужно искать кадры и выделять штатные единицы за счет сокращения других отделов…
– Речь идет о сотнях миллионов бюджетных средств. Жесткий контроль здесь просто необходим, надо изыскать ресурсы для создания отделов, – подчеркнул председатель комиссии по вопросам экономики и бюджета областного маслихата Марат Койшибаев.
Бюджет, который защитит
На заседании также выступила руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Шолпан Рахматуллина. Она подробно рассказала о тех проектах, финансирование которых пока не вошло в список затрат областного бюджета. Среди них – ресоциализация и сопровождение осужденных после освобождения из мест лишения свободы, выплата единовременных пособий и оплата санаторно-курортного лечения ветеранам Афганской кампании и боевых действий в других горячих точках.
Кроме того, бюджетные средства необходимо выделить на продолжение работы Дома малой вместимости, открытого в Кокшетау для детей с инвалидностью. Этот дом был открыт совсем недавно, но уже помог улучшить жизнь многих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. Родители получили возможность оставлять ребенка на полный рабочий день под присмотром специалистов и работать, чтобы обеспечить семью.
Депутаты отметили: такие важные проекты необходимо поддерживать – от них напрямую зависит качество жизни людей…