Новый законопроект о защите прав потребителей уже разработан. О том, какие новшества внесены в новый законопроект и какие изменения ожидают потребителей, нашим читателям рассказали в департаменте торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по Акмолинской области.
– Сейчас в нашей стране действует четырехступенчатая система защиты прав потребителей. Существующий Закон «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя обратиться в первую очередь напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении прав. Если вопрос после этого не решен, на втором этапе нужно обратиться к медиатору либо арбитру. В случае неурегулирования в досудебном порядке, третьим этапом становится обращение в госорган – в департамент по защите прав потребителей. И лишь на четвертом этапе потребитель может обратиться в суд. Если не пройдены все три предыдущих этапа, в суде иск потребителя не рассмотрят. Конечно, прохождение всех инстанций занимает много времени, сил, нервов. Поэтому в новом законопроекте предлагается перейти на алгоритм из двух ступеней. То есть на первом этапе обратиться с претензией напрямую к продавцу, а далее – на усмотрение потребителя: идти к медиатору, в департамент или сразу в суд.
Можно особо выделить следующие основные изменения. Во-первых, реформирование четырехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. Во-вторых, новшеством стало введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов. В-третьих, законопроектом предусматривается введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям.
В законопроекте предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления с целью защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека. Также будет усилена межотраслевая координация госорганов по вопросам защиты прав потребителей. Предлагается штрафовать предпринимателей, если права потребителей были нарушены и ситуацию не удалось решить в досудебном порядке. Размер штрафа – от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Причем чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, что будет стимулировать предпринимателей добровольно и оперативно устранять нарушения, не доводя дело до суда.
Что касается введения института омбудсмена, он будет выявлять системные проблемы в сфере защиты прав потребителей и озвучивать их на уровне республики.
Айдана САДВАКАСОВА,
по информации департамента торговли и защиты прав
потребителей МТИ РК по Акмолинской области.