приходят дети военнослужащих воинской части 5510 регионального командования «Орталық» Национальной гвардии Республики Казахстан. Здесь в спортивном военно-патриотическом клубе «Жас Бүркіт» на личном примере воспитывают будущих защитников Отечества их родители, однажды выбравшие профессию – Родину защищать. «Акмолинская правда» побывала на стратегическом объекте вместе с юными акмолинцами …
Первым делом участникам занятия продемонстрировали машины специального назначения для выполнения боевых задач, перевозки личного состава, а также спецконтингента – лиц, отбывающих наказание в учреждениях ДУИС. Мальчишки тут же забрались порулить в стоящие на плацу машины и даже на минутку задумались о том, как же здорово свободно бегать по улицам, а не передвигаться в бронированном автомобиле за крепкой решеткой.
– Мне было страшно и неуютно сидеть в машине для заключенных, я не хочу нарушать закон, – делится впечатлениями 9-летний Лев Пановицын.
– Это комната для хранения личных вещей солдат, здесь по порядку, согласно нумерации, стоят кровати, на которых спят бойцы, в этих ячейках хранится оружие, – вводит в курс дела будущих призывников помощник начальника отделения по воспитательной и социальной правовой работе майор Думан Карибаев. – По тревоге каждый солдат получает оружие и обмундирование в зависимости от боевой задачи. Есть несколько разных сигналов, и бывает, что нужно взять только бронежилет или каску для защиты. Солдаты должны знать номера своих ячеек, по тревоге ориентироваться без промедлений и действовать оперативно, без задержек. Всему этому вас обучат в армии.
Мы с ребятами проходим в казарму роты боевого обеспечения, где размещаются военнослужащие срочной службы. Мальчики слегка приуныли: за порядком следят видеокамеры, солнечного света мало, обстановка вокруг, мягко говоря, очень скромная. Интересуемся, когда в последний раз делали ремонт: оказывается, один раз в год солдаты своими руками освежают помещение, краска для этого выделяется. У каждого – свое спальное место и тумбочка, в которой хранится небольшое личное имущество. Отдельное полотенце, индивидуальное постельное белье стираются в прачечной за пределами части. Военнослужащие сами убирают свои кровати, меняться местами им нельзя категорически… Самые шустрые из присутствующих мальчиков умудрились взобраться на второй ярус. Остальные внимательно осмотрели нехитрое убранство бытовки: две гладильные доски с утюгами, колодка для ремонта обуви, сталлаж, в котором раз в неделю обновляется запас ниток и иголок, чтобы подшивать подшивы. «Здесь военнослужащие подстригаются. Всегда находится какой-нибудь умелец, которого назначают «парикмахером», – рассказывают военные. «А если не найдется?» – спрашиваем мы. «Такого не может быть: довольно-таки неплохо у них получается. В армии одна прическа: модельную стрижку никто не делает».
Ребятам показывают канцелярию – кабинет командира роты и его заместителя. На вахте по стойке смирно стоит солдат.
В комнате информационно-воспитательной работы с солдатами, сидящими за партами, как в школе, проводят воспитательные беседы, разъясняют права и обязанности, есть здесь и телевизор для психологической разгрузки. Пользуясь случаем, офицеры рекомендовали детям «обязательно служить в армии»…
Мы переходим в роту оперативного назначения. Ребята, которые здесь служат, патрулируют город, взаимодействуют с органами внутренних дел. На подоконниках – горшки с искусственными цветами, кипяченая вода в большой алюминиевой фляге, но… тесновато.
Пока будущие защитники Родины осматриваются, экскурсоводы готовят самые интересные экспонаты – разные виды вооружения. Военную тайну открывать не будем, но стоит отметить, что при виде снайперской винтовки Драгунова с оптическим прицелом ночного и дневного видения для стрельбы лежа и стоя, мальчишки заметно оживились и повеселели, позабыв о трудностях солдатского быта.
Пулемет Калашникова модернизированный станковый (ПКМС), как шутят военные, «советский пулемет», удивил детей тем, что его переносят два человека, потому что весит он 20 кг. «Солдаты знают номер своего вещевого мешка, в котором лежит защитный комплект, сменное белье, котелок, фляжка, туалетные принадлежности, а воду сейчас выдают бутилированную», – отвечают на вопросы военные.
– Больше всего мне понравилось держать в руках оружие, – поделился 8-летний Рома Лащенов.
– А мне – сидеть за рулем спецмашин, рассматривать их, интересно было увидеть, где спят и обедают солдаты, запомнилась информация о том, как правильно держать и использовать оружие, – отметил 13-летний Иван Пановицын.
– Каждую субботу детей военнослужащих тренирует в спортивном клубе начальник физической подготовки и спорта старший лейтенант Данияр Оспанов, – рассказал майор Карибаев. – Ребята получают навыки рукопашного боя, занимаются гимнастикой, учатся быстро передвигаться. После мы рассказываем им что-то интересное о разных видах оружия или смотрим фильмы о работе Национальной гвардии. Выпускников школ мотивируем поступать на военную службу.
Старший специалист, начальник склада автобронетанкового имущества ефрейтор Елена Гречушникова в рядах Вооруженных сил уже 17 лет. Она ни на минуту не сомневается в деле, которому посвящает жизнь, и воспитывает своих детей в духе патриотизма.
– У меня два сына 9 и 13 лет, они не первый раз приходят сюда с удовольствием, им интересно, где служит их мама, нравится узнавать что-то новое. Они все сравнивают, высказывают свое мнение. Сыновья уже решили идти в армию, защищать Родину будут обязательно. А я не просто их отпущу, а буду им подсказывать, давать дельные советы. Считаю, что служить надо обязательно, чтобы уметь защищать Отечество, пройти армейскую школу жизни. На самом деле год в армии – это не просто время, которое, как говорится, «прошло, да и ладно», ведь здесь многому учатся: самостоятельности, принятию решений, растет чувство долга перед семьей, обществом. В дальнейшем эти навыки помогут сориентироваться в жизни.
К слову, стоит отметить, что в воспитательной работе уделяется большое внимание созданию здоровой коммуникативной обстановки: недопонимания, конфликты, как правило, пресекаются на корню. «К примеру, за время службы многие военнослужащие достаточно хорошо овладевают казахским языком, а другие обогащают словарный запас русского. В конце службы они обмениваются контактами с «полчанами», – подчеркнул майор Думан Карибаев.