Вам звонят? Повесьте трубку!

За прошедшее лето наши читатели и подписчики из разных городов рассказали несколько историй, когда им звонили по ночам на домашний или сотовый телефоны плачущие навзрыд «дочери» или «внуки», «попавшие в ДТП», умоляя выслать значительные суммы денег, а в перерывах между рыданиями живо интересуясь, есть ли в доме хоть сколько-нибудь валюты… Как правильно реагировать в таких ситуациях, «Акмолинская правда» выясняла в беседе с заместителем начальника управления криминальной полиции подполковником полиции Сагындыком Жантемировым.

– Мошенники постоянно развиваются: пока ведется профилактика одного способа обмана, и осведомленные граждане становятся более бдительными, появляются новые способы мошенничества, – отметил специалист. – Это «традиционные» звонки от «сотрудников службы безопасности» популярных в народе банков или от «сотрудников полиции», покупки или продажи на известных сайтах и торговых площадках в социальных сетях.

Как отметил спикер, департаментом полиции давно и на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия: информация о способах мошенничества размещается в различной уличной рекламе, на билбордах, в СМИ, видеоролики профилактического характера рассказывают об этом на официальных страницах в соцсетях, в местах массового скопления жителей областного центра проводится разъяснительная работа: раздаются буклеты, ведутся беседы с гражданами. Сотрудники местной полицейской службы без устали проводят подворовые обходы, убеждая жителей закрепленных участков не «покупаться» на действия мошенников, быть внимательными и бдительными. Чтобы максимально охватить акмолинцев, в различных группах мессенджеров отправляются сообщения для профилактики мошенничества. Сейчас, как отметил Сагындык Жантемиров, наблюдается большой всплеск таких преступлений не только в нашей области, но и в целом в стране.

Откуда узнают «домашние» номера?

– Есть такое понятие – фишинговые программы. Злоумышленники рассылают ссылки на телефоны или электронную почту: к примеру, человек открывает страницу, нажав на ссылку или перейдя по ней на сайт, и мошенники получают всю имеющуюся информацию о контактах в телефоне или на компьютере. В ход идет и информация, находящаяся в открытом доступе, например, в телефонных справочниках. На моей практике встречались такие случаи: злоумышленники подряд прозванивают абонентов, от первого до последнего. Здесь уже срабатывает психологический момент: когда в ночное время спящий человек слышит женский голос, который произносит слова «мама или бабушка», даже если голос не совсем похож, потерпевший может принять его за своего близкого родственника. Срабатывает эффект доверия к звонящему, в голове происходящее становится реальностью, и потерпевший поддается мошенникам. А когда мы задерживаем злоумышленников, изучаем детализацию звонков, узнаем, что они звонят, к примеру, сначала на номер, заканчивающийся цифрами 01, потом 02 и так далее…

– Правда ли, что базы данных абонентов «сливают», и кто это делает?

– Такие моменты тоже присутствуют, но фактов задержания преступников с поличным пока нет. Хотя информация и защищена антивирусными программами, в век цифровизации и интернета работают хакеры, которые взламывают сайты и неправомерным путем получают доступ к конфиденциальной информации.

Кто такие дропперы?

– С мая этого года по всей республике прокатилась волна звонков от «попавших в ДТП». А задерживаем в основном дропперов – людей, оказывающих пособничество злоумышленникам. Их мы выявляем во время детализации звонков, которые исходят, к примеру, из Южной Кореи, Японии, Украины, России, Германии. В каждом городе злоумышленники находят дропперов, размещая объявления о работе на телеграм-каналах. Приведу пример: местный 19-летний молодой человек в поисках работы наткнулся на такой канал, где ему предложили неполную занятость, хороший заработок без образования и опыта работы. Объяснили, что надо просто встретиться с людьми, забрать деньги и перечислить их на несколько указанных счетов. Дропперу звонят уже после согласия потерпевшего отдать деньги. Причем многие из молодых людей говорят, что не знали, куда и зачем идут… Четверых таких «незнаек» задержали в нашем регионе, сейчас они осуждены к 3,5 годам лишения свободы. Кстати, дропперы могут сами «кинуть» мошенников, есть и такие случаи… Объясню роль дроппера: потерпевшие думают, что это сотрудник полиции или человек, который может «решить» их проблему, поэтому, ничего не спрашивая, как правило, молча отдают деньги. Многим даже в голову не приходит проверить факты или перезвонить родственнику. А дроппер, забрав деньги, тут же идет в банкомат, перечисляет деньги мошенникам, а часть суммы, обычно 5-10%, оставляет себе. Полицией это рассматривается как посредничество и соучастие в преступлении.

– Что говорят потерпевшие, когда их опрашивают?

– Обычно отвечают: «Разговор был коротким, я поверил, что это действительно моя мама, брат, внук, голос очень похож, я был как будто под гипнозом…» Злоумышленники не дают опомниться, действуют молниеносно, напористо, причем соглашаются принять ту сумму денег, какая есть в доме. Для них главное – не упустить жертву. Так, прозвонив 100 номеров, находится абонент, который все-таки поведется на обман… Пользуясь случаем, через ваше издание обращаюсь ко всем жителям нашего региона: если вам позвонят якобы попавшие в неприятности родственники, сразу перезвоните родным и узнайте, как у них дела.

– Неоднократно люди жалуются, что, как только завели карточку банка, начинаются звонки от его «сотрудников», предлагающих немедленную помощь, чтобы «обезопасить» счет клиента…

– Скорее всего имеют место хакерские атаки или несовершенная защита… Даже мы, сотрудники полиции, информацию от банков получаем только по официальному запросу. С банками второго уровня заключены меморандумы, со своей стороны они должны проводить разъяснительную работу с клиентами. Если вам позвонили из банка, позвоните в его колл-центр. Сотрудники банка никогда не будут звонить и говорить, что по вашему счету проходит подозрительная операция.

Справка «АП»: В настоящее время мошенничество составляет треть от всех зарегистрированных преступлений: с начала года – 745 фактов интернет-мошенничества, причем их число значительно выросло по сравнению с прошлым годом (559), из них 27 особо тяжких, когда нанесен значительный ущерб потерпевшим. И только 61 уголовное правонарушение было раскрыто.

Читайте также