Вопросы, связанные с изучением и сохранением культурного наследия, актуальны всегда. Большой вклад в эту работу вносят образовательные учреждения, поддерживающие связи с членами ассоциации краеведов области. Конечно, не все их учащиеся становятся археологами и учеными-историками, но, без сомнения, получают дополнительные знания и навыки, знакомятся с историей родного края…
Хочу рассказать об опыте работы педагога из Зерендинского района, учителя истории школы-гимназии имени М. Габдуллина Талғата Нурсеитова. Родом он из аула имени Богенбай би (бывшее село Лосевка) этого же района, выпускник пединститута им. К. Д. Ушинского Северо-Казахстанской области. Начинал работать в 1989 году учителем истории в школе села Айдабул, затем трудился в Лосевке и СШ № 1 села Зеренда. С 1994 года – в школе-гимназии имени М. Габдуллина.
Сегодня трудовой стаж Талғата Олжабайұлы насчитывает 34 года. Без преувеличения, история стала его жизнью. Педагог увлекается археологией, нумизматикой, фалеристикой (наука изучения истории наград и их коллекционирования), много читает. Работа с детьми и молодежью – важнейшая составляющая его деятельности. Он уверен: необходимо формировать у юных зерендинцев интерес к истории своего края, любовь к малой родине. Результатом становится желание остаться в прекрасном Зерендинском регионе, а может быть, и пополнить ряды профессиональных историков и археологов.
– Отечественная история еще недостаточно изучена и пока не может быть оценена по достоинству. Моя цель – всесторонне изучить историю благодаря археологическим экспедициям, местному этнографическому материалу, архивным данным, внести свою лепту в изучение родного края, – отмечает Талғат Олжабайұлы. – Например, очень интересно изучать достижения людей бронзового века, в евразийской степи это называют андроновской культурой. Памятники этого времени изучены в поселках Петровка, Боголюбово, Шагалалы Северного Казахстана. Основными занятиями людей бронзового века были скотоводство, мотыжное земледелие и рыболовство. Они селились вдоль рек Есиль, Тобол, Иртыш, Буктырма, Шагалалы. И в районе Зеренды часто можно встретить древние курганы, памятники наших предков.
Надо отметить, что с 2015 года учащиеся 8-х, 9-х и 11-х классов Зерендинской школы участвуют в раскопках, организованных историческим факультетом Евразийского университета им. Л.Н. Гумилева. В результате раскопок было найдено немало артефактов, а учащиеся смогли углубить свои знания.
– В окрестностях поселка Красный Яр насчитывается более 60 населенных пунктов ботайской культуры, которая восходит к III-II вв. до н.э., – рассказывает педагог-историк. – Члены археологической группы «Алаш», учащиеся общеобразовательной школы имени Малика Габдуллина и 10 класса Зерендинской общеобразовательной школы №1 принимали участие в изучении памятника эпохи бронзы у села Кеноткель, в археологической экспедиции близ села Жана Талап. По результатам исследований изучены восемь курганов эпохи бронзы. Найдены костные останки, керамика, изделия из бронзы. Это говорит о том, что в эту эпоху человечество освоило металл. А внедрение в производство металлических орудий повысило производительность труда, вызвало появление новых типов хозяйства, сформировало новые общественные отношения…
Сегодня известно, что андроновская культура была распространена на всей территории Казахстана, а в Кокшетауском регионе расположены хорошо изученные памятники эпохи бронзы. Сегодня ученым известно многое о людях того времени.
Главной особенностью культуры, отличающей андроновцев от других племен, считается обряд погребения. Захоронения имеют форму небольшой котловидной оградки с частично утопленными в землю плоскими камнями. Форма каменных оград различна, они круглые, как место юрты, прямоугольные, иногда даже квадратные. Обычно посреди ограды находится могила. Стены гробницы сложены из мелких плоских камней наподобие каменного сундука. Верх каменного сундука покрыт одним, двумя или тремя плоскими камнями. Иногда стенки каменного сундука также сложены из крупных плоских камней, поставленных вертикально. Умерших соплеменников андроновцы либо сжигали, либо хоронили особым образом, лежащими на боку со скрещенными руками и ногами, в «ящике» из каменных плит либо в вырытой прямоугольной яме.
Интересные факты удалось установить ученым и по обломкам посуды, найденным в захоронениях. Посуду изготавливали вручную, украшая ее сложными геометрическими узорами.
Обо всем этом узнали и зерендинские школьники, исследовав два кургана. Археологическая экспедиция в районе поселка Красный Яр, в которой они участвовали, была организована и профинансирована коллективами Акмолинского областного историко-краеведческого музея и областного центра детско-юношеского туризма, краеведения и экологии. Во время раскопок ребята не только исследовали поселения, изучили исторические реликвии, но и узнали о правовых аспектах археологической деятельности, о географических особенностях региона.
– В июле текущего года я, как преподаватель, принимал участие в раскопках, организованных у села Кызылуюм района Биржан сал. В ходе экспедиции были изучены каменные курганы, относящиеся к сакскому периоду. В науке мало фактов о социальной структуре кочевых племен саков, уйсунов, канглы и гуннов. Памятники сакской культуры изучаются на поселениях Северного Казахстана. Курганы высотой до 20 метров часто располагаются в степных районах. Это доказывет то, что казахская степь издревле была родиной кочевых племен, – продолжает рассказ Талғат Олжабайұлы.
Впрочем, археологические раскопки – далеко не единственное направление работы историка. Большое внимание он уделяет и внутришкольной работе по изучению истории и культуры края.
Его ученики принимали участие в Международной научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию Независимости Казахстана. Активно участвуют и в деятельности историко-этнографического музея, расположенного на базе школы. Музей этот был открыт в 1995 году, и за 28 лет его существования число посетителей перевалило за 7 тысяч. Для школы это солидная цифра. Бывают здесь не только родители учеников и сельчане, но и руководители областного и районного масштаба, профессоры и преподаватели вузов и колледжей области, приезжие гости…
История родного края – это частичка истории цивилизации. Участие подрастающего поколения в археологических экспедициях, в работе школьного музея помогает детям узнать историю малой родины, расширить кругозор. А еще воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Гульбаршин САЛЫК,
председатель ассоциации краеведов Акмолинской области.