Члены общественного совета по вопросам семьи и социальной защите населения при Акмолинском областном филиале партии «AMANAT» в режиме онлайн следили за ходом собрания партийной фракции в Мажилисе Парламента РК.
Думается, что точнее – приняли участие. Один из вопросов заседания совета «О мерах по снижению бытового насилия и защите детей от буллинга и других форм насилия в свете реализации Послания Президента РК «Экономический курс Справедливого Казахстана» включал в себя и обсуждение проекта закона по обеспечению безопасности детей, разработанного партийной фракцией совместно с общественностью, о котором и шла речь на собрании.
Для чего новый закон нужен
– Глава государства уделяет особое внимание созданию условий для счастливого и защищенного детства. Наша партия активно работает в этом направлении, – отмечал председатель партии «AMANAT» Ерлан Кошанов. – Вместе с тем все еще есть проблемы, которые надо решать. Одна из них – защита детей от насилия. Поэтому Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана» поставил задачу разработать новый законопроект по обеспечению безопасности детей.
Проект закона размещен на портале «Открытые НПА», принять участие в обсуждении может каждый. И это надо сделать уже потому, что касается он каждого: не только детей и родителей, но и тех, кто создает для них угрозу.
В документе выработаны нормы по внедрению единой программы помощи детям – жертвам насилия, обеспечению безопасности детской инфраструктуры, ужесточению наказаний за преступления в отношении несовершеннолетних, введению курсов психологической помощи для агрессоров. Также исключается возможность примирения сторон по преступлениям, связанным с физическим насилием и жестоким обращением в отношении несовершеннолетних…
Уполномоченный по правам ребенка в РК Динара Закиева, в частности, обосновала необходимость внесения в Уголовный кодекс РК статьи «Насилие в отношении несовершеннолетнего». Действующая ныне статья «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» предусматривает равную ответственность за жестокое обращение и включает в себя только лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию детей. Это родители, опекуны, педагоги, воспитатели. Кроме того, ответственность, предусмотренная в данной статье, не соответствует тяжести деяния. Вместе с тем лица, не связанные с ребенком семейно-бытовыми отношениями, посторонние люди, в связи с отсутствием отдельной статьи, привлекаются в основном по статье «Хулиганство», в которой также отсутствует квалифицирующий признак в отношении ребенка.
То есть сегодня равное наказание несет и хулиган, подравшийся со своим ровесником, и избивший ребенка на детской площадке.
Разработчики проекта считают необходимым внести в УК РК статью «Приставания сексуального характера в отношении несовершеннолетних».
Чтобы закон работал…
В ходе всего обсуждения чаще всего звучали слова «ужесточить», «оказать психологическую помощь», «повысить ответственность».
Очевидно, что все это важно и нужно. Но представляется, что в законопроекте недостаточно мер, предусматривающих повышение ответственности родителей. И есть нормы, которые заведомо не исполнимы. Судите сами.
Все мы содрогаемся от сообщений: «ребенок выпал из окна многоэтажного дома». Летом они, увы, появляются регулярно. Причем из года в год. Не хочется обвинять убитых горем родителей. Отлучились, отвернулись… Самое главное – не поставили блокираторы, недорогие и надежные.
На заседании партийной фракции звучало: «Необходимо законодательно закрепить прямую ответственность застройщиков за несоблюдение правил по установке блокираторов. Сегодня, согласно постановлению, они должны это делать, но ни одного застройщика за несоблюдение не привлекли».
Но если застройщики и будут ставить блокираторы, кто должен менять сломавшиеся через пару лет? А кто должен их ставить в квартирах домов, сданных в эксплуатацию задолго до принятия закона?
Ответ на эти вопросы прозвучал неожиданный: ответственность должны нести председатели ОСИ, КСК, ПТ… Но разве не очевидно, что не будут они этого делать? Нет и не может появиться такой нормы в уставах объединений.
Вызывает вопросы и предложение «ввести запрет на высадку ребенка без сопровождения взрослых из общественного транспорта в том случае, если он проезд не оплатил».
Быть свидетелем инцидентов, когда ребенка, у которого не оказалось денег, высаживают из общественного транспорта, самой не доводилось. Но читаю об этом, смотрю в новостных программах (кстати, очень редко. Видимо, случаи носят единичный характер). И всегда недоумеваю. В автобусе множество людей. Почему ни один из них не пришел на помощь, не оплатил проезд ребенка? Сумма-то совсем небольшая…
Кондуктора, конечно, не оправдываю. Но стоит ли вводить детишек наших в искушение: «Деньги сэкономлю, все равно не высадят». И не только детей, но и их родителей: «Это не мои дети, платить не буду».
В качестве обоснования своей позиции, если она кому-то показалась скептической: вспомните, чем завершилась акция «Честный покупатель». Закрыли предприниматели прилавки без продавца, уж слишком большой была недостача. И как-то воспитанию добропорядочности этот эксперимент не способствовал. Скорее, наоборот.
Неработающая законодательная норма опасна, мешает поиску действительно эффективных мер. Они как раз и должны быть предложены при широком обсуждении нового законопроекта.
Что предлагают акмолинцы
– Ужесточение наказания проблему решит лишь частично. Причины гораздо глубже, – таков ключевой тезис заместителя начальника областного управления местной полицейской службы Ерболата Хусаинова.
Основание для вывода – многолетний опыт работы, профессиональный, не только криминологический, но и социологический анализ статистических данных, системный поиск ответа на вопрос, кто и почему преступления совершает.
Не только полицейские, но все работающие с неблагополучными семьями убеждены, что для них необходимо сделать обязательным медицинский патронат: «Мы все помним свое детство, были подростковые кабинеты в больницах, медицинские работники посещали семьи, но этой практики сегодня нет».
Внимание к здоровью ребенка со стороны родителей – «лакмусовая бумажка», о многом говорящая.
– Мы определили четыре основных условия совершения преступлений, в том числе в отношении несовершеннолетних: безработица, малообеспеченность, неблагополучие в семьях и алкоголизм, – констатировал Ерболат Хусаинов. – Часть населения в буквальном смысле находится в состоянии запоя. Все это отражается на условиях проживания и воспитании детей. Отсюда не только преступность малолетних, но и посягательства на здоровье и жизнь детей.
Очевидно, что одними полицейскими мерами, ужесточением закона проблему не решить. В эпицентре внимания должно быть кардинальное улучшение социально-экономической ситуации в стране в целом. И, очевидно, нормы, позволяющие труд из категории права перевести в обязанность. Сейчас принудить человека зарабатывать деньги для себя и детей можно только решением суда в качестве наказания за нарушение закона.
О многом говорят и такие данные: пик регистрации преступлений лицами, не достигшими совершеннолетия, был в мае, июле и августе. В этом году за ночное пребывание на улицах без сопровождения взрослых в полицию доставлено свыше 3,5 тыс. детей. Большая часть из них – также в летний период.
Вопрос занятости детей в каникулярное время не сходит с повестки дня. И не решается. Профсоюзные путевки в детские лагеря канули в лету, позволить ребенку провести хотя бы 10 дней в детском оздоровительном центре может далеко не каждая семья…
– Почему дети из неблагополучных семей не используют возможности программы «Артспорт»? – задавала вопрос заместитель исполнительного секретаря регионального филиала партии «AMANAT» Акманат Алимбетова. – В бесплатные кружки и секции записывают детей, как правило, ответственные родители.
Действительно, сейчас некому привести ребенка за руку, записать, удостоверить посещение занятий своей цифровой подписью. Но разве это так сложно сделать школьному социальному педагогу, психологу, не так много в школе детей, чьи родители не в состоянии этого сделать.
Конечно, принципиально проблему насилия в отношении детей это не решит. Но может быть первым шагом к тому, чтобы у ребенка во внешкольное время появилась здоровое окружение. А, возможно, и взрослый человек, к которому в неформальной обстановке можно обратиться за помощью, советом.
Из таких шагов и может сложиться верный путь ребенка.