Будучи с 2018 года членом Совета по этике Агентства РК по делам государственной службы в Акмолинской области, могу утверждать, что характер рассматриваемых на заседаниях вопросов изменился существенно.
Раньше довольно часто речь шла о нарушениях норм Этического кодекса государственного служащего РК: нагрубил, появился в нетрезвом виде, допустил неосторожное выражение на встрече с населением… Сейчас такие случаи – редкость. Чаще всего рассматриваются вопросы, связанные с нарушением правил госзакупок, оплатой работ поставщиков услуг. Причины, конечно, разные. Иногда неопытность, недостаточный уровень профессионализма госслужащего, кому-то передоверил, не проверил вовремя… Но чаще – несовершенство нормативной базы, регулирующей эти сферы, противоречия между отдельными актами.
По итогам каждого заседания принимаются рекомендации. В них есть предложения, направленные на изменение и усовершенствование законодательства. Результаты проводимой областным департаментом аналитической работы также нацелены на это.
Уменьшение количества нарушений норм Этического кодекса государственного служащего РК – результат огромной превентивной работы, проводимой департаментом, дисциплинарных комиссий государственных органов.
Обобщенные результаты работы дисциплинарных комиссий говорят не только о том, кто и почему нарушения допускает, но и о необходимости привлекать нарушителя к ответственности в строжайшем соответствии с правилами, не нарушая его прав на защиту.
В первом полугодии к дисциплинарной ответственности привлечено 318 государственных служащих: по рекомендациям дискомиссии – 22, без рассмотрения на дисциплинарной комиссии (в том случае если служащий согласен с фактом совершения им проступка) – 296.
То, что подавляющее большинство допустивших нарушение госслужащих признают этот факт, свидетельствует об обоснованности привлечения их к ответственности и о том, что должные выводы ими будут сделаны.
В местных исполнительных органах привлечено к дисциплинарной ответственности 223 госслужащих. Наибольшее количество из них: в аппаратах акима города Кокшетау (35) и акима Зерендинского района (18).
Из общего количества лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, в местных исполнительных государственных органах без рассмотрения на заседании дисциплинарной комиссии 105 занимают руководящие должности – 47% от общего количества привлеченных к дисциплинарной ответственности.
По рекомендации дисциплинарной комиссии и иных уполномоченных органов привлечено 7 (58%) лиц, занимающих руководящие должности.
В территориальных подразделениях центральных госорганов за первое полугодие к дисциплинарной ответственности привлечено 95 государственных служащих. К примеру, в департаменте государственных доходов – 47, в департаменте санитарно-эпидемиологического контроля – 19.
Из общего количества лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности без рассмотрения на заседании дисциплинарной комиссии, 32 (34%) человека занимают руководящие должности.
По рекомендации дисциплинарной комиссии и иных уполномоченных органов привлечено 5 (50%) лиц, занимающих руководящие должности.
Детальному анализу подвергнут каждый случай наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих без проведения обязательной процедуры служебного расследования при несогласии их с фактами совершения проступков. В случае, если административный государственный служащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, должно быть проведено служебное расследование.
Выявлены факты того, что взыскание выносилось до того, как несогласный с ним госслужащий писал объяснительную записку, после которой должно быть проведено служебное расследование.
В соответствии с Законом РК «О государственной службе Республики Казахстан», дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее шести месяцев со дня его совершения. Выявлен ряд фактов нарушения этого правила.
– Указанные факты свидетельствуют о неправомерности наложенного взыскания, в связи с чем приказы о наложении взысканий подлежат отмене, – подчеркивается в аналитическом отчете о результатах проверок.
Установлены факты несоблюдения порядка досрочного снятия взысканий: без соответствующего представления непосредственного руководителя в службу управления персоналом и до истечения обязательных шести месяцев, за которые госслужащий не совершил нового проступка и при этом проявил себя как добросовестный работник.
В ходе служебного расследования службой управления персоналом истребуются письменные объяснения от административного госслужащего, в отношении которого проводится служебное расследование, всесторонне и полно собираются все материалы и сведения, касающиеся обстоятельств совершения дисциплинарного проступка.
Он должен быть ознакомлен с материалами служебного расследования и присутствовать на заседании комиссии, принимающей решение. При этом выявлены такие факты: человека извещали о времени заседания комиссии, хотя расследование еще не было завершено.
Несомненно, подобные проверки, сделанные по их результатам выводы способствуют снижению количества нарушений, улучшению работы государственных служащих.