Николай Иванович был серьезным музыкантом. Он никогда не брал отпуск, ни разу не опаздывал на репетиции и всегда вовремя вступал, выдувая стройные рулады из своего кларнета. Но однажды прямо во время концерта ему стало плохо.
– У вас серьезные проблемы с сердцем. Рекомендую отдых у моря, – строго сказала врач.
Спорить Николай Иванович не стал. Собрал в большой чемодан два концертных костюма, кларнет и ноты, закрыл свою квартиру и первым же рейсом вылетел к морю.
Приморский городок встретил его горячим солнцем и суетой. В аэропорту он еле дождался свой чемодан, подхватил его и поспешил к маленькому автобусу, который повез его в крохотный пансионат на берегу моря.
Первым делом в номере Николай Иванович решил проверить, не помялись ли ноты за время воздушного путешествия. Щелкнул замок, второй… Крышка откинулась сама собой и из недр чемодана показалась… маленькая девочка лет шести-семи.
– Ты кто? – спросил Николай Иванович.
– Я Яна, экспериментальная модель, робот-спутник для одиноких людей. Готова приступить к выполнению тестов. Ты будешь моим дедушкой? – голос у девочки был тонкий, как звук флейты.
– Какие тесты? Где мои ноты? А концертные костюмы?.. – Николай Иванович был так возмущен, что не мог подобрать нужных слов.
Девочка-робот забралась на диван с ногами и спросила, глядя на него ясными синими глазами:
– Во что мы будем играть? А кормить ты меня будешь? Еда для меня служит необходимым источником энергии, а вода охлаждает систему.
Тут Николай Иванович вспомнил, что последний раз завтракал перед вылетом, и подкрепиться бы не помешало. Но у него оставалось еще одно дело.
– Девушка, мне в аэропорту не тот чемодан дали, – обратился он к администратору пансионата.
– Сейчас я позвоню в аэропорт и дам сообщение в местных пабликах. Не переживайте, ваш чемодан найдется, – успокоила его девушка.
В кафе Яна вела себя как обычный ребенок. Не капризничая, съела пюре с котлетой, запила компотом. С интересом смотрела, как дети за соседним столиком ели мороженое.
– Порцию мороженого, – попросил Николай Иванович улыбчивую официантку. – Шоколадного.
– Две порции, – поправила его Яна. – Дедушка, ты когда последний раз ел мороженое?
Николай Иванович задумался. Он вспомнил, как много лет назад, когда он учился в консерватории, мама приезжала к нему и обязательно привозила ведерко с шоколадным мороженым…
Официантка принесла две запотевшие вазочки с аккуратными твердыми шариками кофейного цвета. Мужчина ел не торопясь, аккуратно поддевая лакомство блестящей ложечкой.
– Самое вкусное охлаждение в мире! – воскликнула Яна, расправившись со своей порцией. – А теперь пойдем к морю!
Честно говоря, море не входило в планы Николая Ивановича, но спорить с маленькой девочкой на глазах у всего кафе он не осмелился.
– Конечно! Кто же ходит купаться в брюках и ботинках? – девочка по-своему истолковала его заминку. – Пойдем в магазин!
На улице на Николая Ивановича моментально набросились уличные торговцы всякой всячиной. Выбрался Николай Иванович в панаме с пальмами. На его запястье красовалась ракушка на черной веревочке. Для Яны он, не торгуясь, купил целое ожерелье из мелких ракушек.
В магазине Николай Иванович с тихим ужасом примерил рубашку с цветными попугаями и бежевые шорты до колен. Яна выбрала ему зеленые сланцы и солнечные очки. Девочке достался синий купальник и большой розовый круг. Успокоился пожилой музыкант только на пляже: почти все туристы выглядели примерно так же, как и он. Им не было дела до странной парочки – пожилого мужчины, которого уверенно вела маленькая девочка.
– Купаться! – воскликнула Яна.
Теплая соленая вода приняла их в свои объятия, понесла по легким волнам. Легкий ветер обдувал лица. В лазурной вышине кричали легкие белые чайки.
– Ты умеешь плавать без круга? – удивилась Яна, когда Николай Иванович сначала несмело, а потом все увереннее поплыл, рассекая руками волны, как учили его давным-давно, в детстве, в лагере для юных музыкантов.
До самого вечера Николай Иванович и Яна были на пляже. Они наблюдали, как склоняется к линии горизонта красное солнце, как успокаиваются игривые волны, как трубят вдали большие корабли.
По пути в пансионат они зашли в книжный магазин.
– Дедушки должны читать внучкам сказки на ночь, – сообщила ему Яна. – Нам вот эту, – уверенно показала она продавцу на розовую книжку со странной физиономией на обложке. «Семь суббот на неделе», – прочитал Николай Иванович.
Он читал девочке до тех пор, пока ее глаза не закрылись, а дыхание не стало ровным. Подоткнул одеяло, поправил подушку и включил ночник: а вдруг девочка боится темноты?.. Сам пристроился на неудобном диванчике и тут же провалился в сон.
Утром Николая Ивановича разбудил настойчивый стук в дверь. На пороге стояла седая женщина с большим чемоданом.
– Кира! – обрадованно крикнула Яна и бросилась к ней на шею.
– Как я рада, что так быстро тебя нашла, – обняла она девочку и протянула руку Николаю Ивановичу. – Кира Миттель, научный руководитель проекта «Робот-спутник». Это я перепутала чемоданы и доставила вам столько хлопот!
– Ничего страшного, – заверил ее музыкант. – Это был замечательный день. Самый лучший в моей жизни.
– Мне будет без тебя грустно, дедушка, – прошептала Яна и обняла его на прощанье. – Ты мой самый лучший тест!
Николай Иванович завтракал в кафе, глядя на море. На свободном стуле напротив лежала смешная панама с пальмами. Слушая глухой шум набегающих волн, он улыбался. Пока пляж не заполонили постояльцы пансионата, можно поплавать, а потом почитать под тентом, слушая крики чаек. Сказка ему очень понравилась.
– Девушка, можно мне еще шоколадного мороженого? – спросил он официантку.
Ноты в его чемодане так и остались нераспакованными до самого отъезда, а кларнет так и не издал ни одного звука…