Историей дышит родная земля

История притягивает, интересует любителей старины и нови, и всех, кто неравнодушен к судьбе своей страны. 

Продолжим экскурс, и на этот раз – в Аршалынский район. Начнем с камня Жылантас. Дорога, которая ведет из поселка Аршалы в Михайловку, своеобразная, то поднимается на сопочную гряду вверх, то стремительно убегает вдаль, рядом с извилистым берегом реки Ишим.

Справа от дороги появляются березовые колки, то огибающие окрестные сопки, то раскинувшиеся в урочищах. На одной из сопок есть удивительный гранитный камень, напоминающий высунувшуюся змеиную голову. Неподалеку от камня Жылантас, у подножья одной из сопок, прямо из каменной расщелины бьет родник, известный своей чистой водой, вкусной и полезной. Бывалые люди утверждают, что эта вода придает здоровья телу и душе.

Легенда о камне Жылантас повествует, что в давние времена к этому месту приезжала на коне юная красавица. Здесь она встречалась с молодым батыром. Однажды в суровом поединке с врагом батыр был тяжело ранен. Собрав свои силы, он приехал все-таки к назначенному времени. А девушка опоздала. Она приехала, когда юноша уже не дышал. Юная красавица обратилась к Всевышнему с просьбой дать ей воды, чтобы омыть раны батыра. Тут и забил родник. И потек он водою живою, дала вода силу воину, ожил он. С тех самых пор и бьет родник. А каменные сопки дали стража этому роднику – высунувшуюся из недр змеиную голову – Жылантас. С тех пор дух Жылантаса доброму путнику здоровье дает, а недоброму немощь сулит.

* * *

В 1896 году Акмолинской уездной комиссией были исследованы земли у подножия Казахского мелкосопочника, где течет пересыхающая летом речушка Моялды.

Географическое положение оказалось пригодно для водворения на эти земли обнищавших крестьян из губерний Центральной России. В начале XX века на левом берегу реки Моялды, где находилось кочевье казахов, поселились переселенцы и назвали село Сейтень (от каз. Сейтен). Привлекали крестьян, как и местных казахов, березово-осиновые колки, небольшие сопки.

Сообща пережили Гражданскую войну, настрадались в период коллективизации в начале 30-х годов, деля радости и невзгоды со всей страной. Когда началась война, из небольшого села на фронт ушло 72 сейтеньца, 47 из них не вернулись.

В колхозе основной рабочей силой были женщины и дети. Они растили для фронта многотрудный хлеб, собрав, сдавали в район. Хлеб вывозили обозами. По пути встречались места, где быки не вытягивали по раскисшей дороге на сопку груженную зерном телегу. Тогда женщины поднимали мешки и тащили их на себе в гору. Мешок за мешком… Тащили со слезами и мешки, и быков с повозками. С тех пор среди окрестных сопок – Красная, Горелая, Жылынды, Каргала, стала известна сопка, которую со времен войны зовут Плач-гора, или сопка Плача. Краевед Т. М. Коростелева написала стихи к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Так и называются «Сопка Плача».

«На сопку Плача, кляня врага и долю, мешки тащили бабы. Выпал снег. Быки бессильно тянут в гору». «На сопке Плача сиротливый кустик слезы помнит… И уносили к фронту поезда бесценный хлеб надорванного тыла. Над сопкой Плача горит, горит звезда. Хрустально и тогда она светила…»

Исчезло с карты Аршалынского района село с таким трогательным названием Сейтень (Сейтен – по легенде имя бая). Разъехались его жители по окрестным селам, городам и даже в другие страны… Но год за годом приезжают в родные места дети и внуки тех, чьими судьбами и нелегким военным трудом во имя Победы была записана в народной    памяти маленькая страничка общей истории села. Села, которого уже нет. Но есть и остается сопка Плача.

* * *

Cопка Аюлы (Сторожевая гора) – памятник природы, находится на территории Константиновского сельского округа Аршалынского района. Склоны покрыты березово-осиновыми рощами, подлесками из шиповника, спиреи, жимолости и других кустарников.

С древних времен сопка служила кочевникам своеобразным ориентиром. На вершину сопки садились степные орлы, пониже мелкая птица вила гнезда. Когда на землю казахов пришли джунгары, то сопка Аюлы стала сторожевой.

С приходом летнего тепла завоеватели все дальше и дальше продвигались на север беспощадными набегами. Были жестокие сражения, пылали аулы, угонялся скот… Дозорные на горе Аюлы, увидев врага, двигавшегося с юго-востока, зажигали костры на вершине, чтобы степняки, увидев сигнальный огонь, смогли затеряться среди березовых колок, спрятаться в укромных степных оврагах, в пещерах мелкосопочника.

Прошли века и сопка Аюлы давно не сторожевая. Сегодня с ее вершины можно обозреть бескрайнюю красоту родного края. Временами на вершине сопки зажигается костерок туристов. Поднимаются на эту сопку молодожены, юноши, уходящие в армию. Сейчас сопка сторожит и бережет людское счастье и покой.

* * *

Интерес представляет и родовой пантеон семьи Кутпановых. Иманжусуп Кутпанов (1863-1931гг.) – представитель целой династии участников народно-освободительного движения, поэт, композитор, певец начала ХІХ-ХХ века.

Его песни: «Ерементау», «Сарыарка», «Караоткел», «Сарыбел» и другие. Родовое кладбище семьи Кутпановых находится в Акмолинской области, в Аршалынском районе, в восьми км от села Жибек Жолы, где похоронены родители, родные и близкие поэта и композитора.

В 2013 году вся республика отметила 150-летие Иманжусупа Кутпанова. Из г. Тараза была привезена земля с места гибели Иманжусупа (он был расстрелян как враг народа в 1931 году), проведен ритуал перезахоронения на родовом кладбище, установлено памятное надгробие. Странички биографии свидетельствуют, что родился Иманжусуп в Павлодарской области, Аксуском районе, на берегу озера Алтыбай.  Юность поэта прошла в Акмолинской области. Предки Иманжусупа были очень свободомыслящими людьми, мечтали о независимой жизни.

Его дед Турганбай Сергебаев был очень влиятельным человеком в Туркестанской области. В то время Турганбай был одним из организаторов восстаний против кокандского ига. Его сын Кутпан тоже участвовал в восстаниях, сыграв значительную роль в героическом движении Кенесары Касымова. После поражения Кенесары отец Иманжусупа долго скрывался, зная, что если попадет в руки царских жандармов, его дни сочтены. Умер Кутпан в Карасу, похоронен на родовом кладбище.

Путь деда и отца продолжил младший из трех сыновей Кутпана – Иманжусуп. Уже ребенком он отличался большой физической силой, желанием во всем быть первым. Он был любимцем не только родителей, но и своих старших братьев Акшабая и Шоная. С юных лет у Иманжусупа было две страсти. Первая – любовь к песням, поэтическим импровизациям, вторая – быстрые, породистые скакуны, он был отличным наездником и охотником. По жизни он казался строгим и суровым человеком, но для своей земли, для своего народа был готов на все. Являясь защитником всех слабых и обездоленных, он часто конфликтовал с власть предержащими – аульными начальниками, царскими чиновниками, иногда даже прибегая к физическим расправам.

Иманжусуп был против политики экспансии России по отношению к Казахстану, вел активную борьбу против ущемления казахов. Неудивительно, что в 1897 году его схватили и отправили в тюрьму, а потом в ссылку, в которой он пробыл до 1906 года. Акын не был ни вором, ни беглецом.

В 1913 году он поселяется в Кзыл-Ординской области, местечке Шиели. С этого времени Иманжусуп стал очень религиозен и полностью прекратил творческую деятельность. По воспоминаниям его дочери, только один раз, после смерти своей жены Зейнеп, он спел песню, посвященную ей.

В 1916-1917 годах акын живет в Бухаре. После Октябрьской революции Иманжусуп возвращается в Южный Казахстан, в Отрарский район. Он полон веры в советское правительство, надеется, что наступит время независимости, свободы, равенства. В этом отношении, несомненно, на него сильно повлияла дружба с К. Мунайтпасовым и С. Сейфуллиным.

Когда началось повсеместное раскулачивание и конфискация имущества, Иманжусуп жил в Джамбульской области на станции Коскудук. Он видел, что жертвами этих   реформ стали не только баи, но и простые люди. Неужели он – и батыр, и акын, и сере – мог остаться спокоен?

Известно, что в это время он начал поднимать народ против несправедливых реформ. Одной из таких акций протеста стала забастовка в Мойынкумах. Разочаровавшись в Советской власти, он стал одним из передовых участников протестного движения. В феврале 1930 года, собрав группу соратников около 2 000 человек, в числе которых был и Иманжусуп, руководитель восстания Султанбек Шолаков силой занял город Созак и, освободив из созакской тюрьмы своих сподвижников, посадил туда партийных работников. Восстание вскоре было подавлено, и Иманжусуп снова стал гоним.

На фоне кровавой бойни 1937-1938 годов, репрессий и ссылок лучших представителей казахской интеллигенции не было ни малейшей надежды на амнистию по отношению к участникам мойынкумской забастовки. Решением суда они были признаны врагами народа и без сожаления казнены. Что касается Иманжусупа, то в декабре 1930 года его схватили, весной 1931 снова посадили в тюрьму, и ночью второго марта этого же года он был расстрелян на окраине Аулие-Аты (сейчас – Тараз).

Позднее выяснилось, что Иманжусупа несправедливо называли врагом народа. Все, что он делал, было для улучшения жизни казахов. Дело Иманжусупа Кутпанова в 1960 году было пересмотрено, и с него частично сняли вину, а в 1990 году признали полностью невиновным.

 * * *

Навсегда осталось среди народа и имя замечательного человека, государственного деятеля Казахстана Жумабека Ахметовича Ташенова. Родом он из аула Бабатай Аршалынского района, 1915 года рождения, из семьи простых рабочих.

В 18 лет в 1933 году он поступает в Акмолинский железнодорожный строительный техникум по специальности «Гражданское строительство». Но был вынужден оставить учебу на 2 курсе, ввиду острого недостатка грамотных кадров.

Позже окончил и техникум, и Высшую партийную школу в Москве. С 1934 по 1938 годы занимал пост ответственного секретаря исполнительного комитета Красноармейского районного Совета, затем – председателя Нуринской районной плановой станции, ответственного секретаря исполнительного комитета Вишневского районного Совета, референта исполнительного комитета Карагандинского областного Совета. С 1938 по 1944 гг. – начальник отдела общественного питания Северо-Казахстанского областного торгового отдела, секретарь исполнительного комитета Советского районного Совета, начальник Советского, Полудинского районных земельных отделов, заместитель начальника Северо-Казахстанского областного земельного отдела. Позже работал заместителем секретаря и заведующим отделом животноводства Северо-Казахстанского областного комитета КП(б) Казахстана, занимал должность председателя исполнительного комитета Северо-Казахстанского областного Совета.

В январе 1952 года избирается первым секретарем Актюбинского обкома Компартии Казахстана. С 1955 по 1960 гг. – председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР. С 1960 по 1961гг. – председатель Совета министров Казахской ССР.

Жумабек Ташенев активно противодействовал проекту создания Целинного края в конце 1960 года с    объединением пяти областей Северного Казахстана, с возможным выделением края из состава Казахской ССР. Открыто выступал против идей Никиты Хрущева, апеллируя к Конституции СССР.

По «рекомендации» Н. С. Хрущева он был снят с высших постов в республике. С 1961 и до ухода на пенсию работал заместителем председателя исполнительного комитета Чимкентского областного Совета.

25 мая 1999 года маслихат Астаны принял решение о переименовании в честь Жумабека Ташенева столичной улицы Полевой. Кроме того, в городах Алматы, Шымкент, Кокшетау и п.г.т. Аршалы Акмолинской области также названы улицы в честь Жумабека Ташенова.

Гульбаршин САЛЫК,
председатель ассоциации краеведов
Акмолинской области.

Читайте также