Казахстан богат свой историей, увековеченной в памятниках, природных объектах со следами человека – петроглифах, пещерах, которые использовались не одним поколением людей. Памятники как носители информации прошлого важны для последующих поколений, и относиться к ним необходимо очень бережно. Разрушение памятника – это, прежде всего, потеря знаний или возможное в будущем искажение исторической правды.
Причины разрушения памятников можно разделить на две большие группы. Первая – разрушение в результате целенаправленных, спланированных действий человека: вандализма, хозяйственной деятельности, научных исследований. Вторая – разрушение в результате бездействия человека, под действием естественных причин: климата, воды, ветра (выветривание), солнца, подвижек почвы, вибрации, биологических объектов и так далее.
Причины первой группы предельно конкретны и понятны. Вопросы, которые связаны с ними, могут интересовать психологов, экономистов, культурологов, политиков. На сегодняшний день ярким примером разрушения объектов историко-культурного наследия в результате спланированного действия человека могут стать войны в Сирии, Ливии, Иране. В этих странах с богатейшей культурой потерян целый культурный пласт. Объекты, которые находились под охраной ЮНЕСКО, разрушены полностью или находятся в состоянии, когда реконструкция невозможна. Пример – город Пальмира, который находится в одном из оазисов Сирийской пустыни. Этот город поздней античности, археологическая жемчужина Ближнего Востока, уничтожался боевиками с использованием взрывчатки.
Казахстан – мирное государство, и наша задача – сохранить память поколений, их вклад в увековечение истории, исторических личностей в памятниках. Однако и в нашей стране, к сожалению, случаются акты вандализма.
На территории Акмолинской области есть ряд уникальных памятников, которые разрушаются вследствие второй группы причин. Это памятники, входящие в Сакральную карту области.
К примеру, мавзолей Бектемира суфу. Этот памятник расположен в 11 км к северо-востоку от села Жалманкулак, в 26 км к юго-западу от с. Егиндыколь, на возвышенности в урочище Косколь. Мавзолей был возведен после смерти религиозного проповедника Бектемира суфу. Он является уникальным памятником культовой архитектуры XVII-XIX вв. Внутрь восьмигранного мавзолея ведет узкий коридор с перекрытием в форме трехлопастной арки. У мазара растут деревья, и люди, которые приходят к нему, веря в сверхъестественную силу этого места, привязывают на ветки лоскутки белой ткани.
Еще один значимый для региона памятник – мазар Каныкей – датируется XVII веком, он расположен в Коргалжынском районе. О происхождении мазара есть народная легенда, связанная с казахско-жунгарскими войнами XVII-XVIII веков и рассказывающая о героизме и самоотверженности казахского народа.
Мазар Ак Едиль ходжи – уникальный памятник культовой архитектуры XIX века. Ак Едиль был миссионером, который распространял ислам на территории Казахстана. Мазар, расположенный близ аула Жумай в Коргалжынском районе, по плану и силуэту напоминает собой традиционное жилище казахов – юрту. В этом круглом полусферическом сооружении, так же, как и в юрте, соблюдена максимальная замкнутость объема.
Мазар Алыптомар датируется XIX веком, расположен он недалеко от аула Абай в Коргалжынском районе. Мазар построен из сырцового кирпича с характерным для этого региона наполнением формовочного теста дресвой, конским волосом, шерстью, корнями растений. В качестве декоративного решения применено чередование рядов кирпичной кладки темного и светлого тонов в виде поясов.
Культовая архитектура является большим историческим сокровищем для Казахстана. Все вышеперечисленные памятники архитектуры требуют внимания и направленной работы по их сохранению. В этом процессе должны принимать участие местные органы исполнительной власти, общественность и уполномоченные органы.
Так как при строительстве перечисленных памятников использовался сырцовый кирпич, для сохранения объектов необходима их консервация – комплекс мер по стабилизации физического состояния. Однако главная трудность – финансирование таких проектов. Одним из вариантов привлечения финансовых средств выступает развитие туризма в регионе. А для этого необходимо, прежде всего, наладить логистику к объектам историко-культурного наследия.
На постсоветском пространстве часто поднимается вопрос сохранения памятников советской эпохи, как правило, это памятники времен Гражданской войны, красноармейцам, борцам за Советскую власть, В. И. Ленину. Подобные вопросы возникают и в нашей области. Бездумный демонтаж таких памятников может вызвать широкий общественный резонанс, поэтому к решению вопроса важно подходить не только с правовой точки зрения, но и культурной, воспитательной. Все памятники являются частью истории страны, отражают дух времени, и их значимость может быть ограничена только переоценкой ценностей и взглядов. В качестве примера можно привести Германию, где в равной степени охраняются советские и германские памятники времен Второй мировой войны. Здесь видятся уместными слова Алейды Ассман: «Благополучие всякой культуры зависит от ее способности актами памяти и поминовения привносить свое прошлое в настоящее, причем не только чтобы приобрести необходимый опыт и ценное знание, получить образцовые модели и воспользоваться непреходящими достижениями, но и чтобы помнить о негативных событиях истории и не терять чувства ответственности перед ней. Без прошлого немыслимы никакая идентичность, никакая ответственность, никакая ориентация».
С каждым годом количество охраняемых историко-культурных объектов растет, что говорит об актуальности и спросе на эту тему. Через памятники мы видим прошлое, настоящее, что позволяет выполнять культурно-воспитательную функцию, формировать патриотизм у подрастающего поколения. Связь с прошлым люди чувствуют через сакральные места того времени – места совершения подвигов, сотворения чудес, гибели героев и т. п. Таким образом происходит духовное, эмоциональное взаимодействие с прошлым.
В наших руках – не допустить разрушения памятников. А для этого необходимо формировать чувство принадлежности к истории, гордости за свою страну, развивать не только внутренний туризм, но и въездной – для представителей других стран. Как писал академик Дмитрий Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»…
Г. Т. ЖАМАНОВА,
заведующая отделом центра по охране и
использованию историко-культурного наследия
управления культуры Акмолинской области.
Фото предоставлено автором.