Отечественное краеведение на современном этапе претерпевает коренные изменения, и в настоящее время проводится немало исследований исторической географии Великой степи, значительной, исторически значимой территорией которой является и Акмолинская область.
В процессе составления карты сакральных мест Казахстана проводятся поиск и комплексное исследование ранее неизвестных географических и исторических объектов. Уже исследовано более двухсот топографических карт конца XIX – начала XX века. В результате составлена сборная топографическая карта, не имеющая аналогов, с использованием естественных и исторических топонимов ландшафта Казахстана. Ранее работы такого масштаба и глубины не проводились. А потому итоги изучения исторического ландшафта региона трудно переоценить.
На исторических картах отмечены погребения элиты казахской знати – батыров, биев, аулие, султанов, ханов. Все они кровно связаны с ныне живущими современниками. Кроме того, на картах есть объекты архитектуры, развалины древних крепостей, подземные гроты, пирамиды, караванные дороги, гуннские святилища и городища, именные золотоносные прииски XVIII-XIX веков. И это только малая часть обнаруженного нами в результате научно-исследовательской работы.
Возникает вопрос, кто и каким образом изготовил эти бесценные топографические карты с огромным информационным багажом? Мы выяснили, что в 1845 году был издан Указ Николая I о создании топографического отряда на базе Омского военно-топографического гарнизона для проведения картографических съемок Великой степи. Но осуществить эту работу в срок не удалось, т.к. на территории казахских земель началось национально-освободительное движение под руководством легендарного Кенесары хана.
Только в 1846 году топографический гарнизон из г. Омска мог осуществлять съемку местности Великой степи. При этом они вели переговоры с местными жителями – нашими предками, выясняя наименования поселений, зимовок и летних стойбищ, рек, озер, караванных дорог, родников, крепостей, погребений элиты кочевой знати и т. д. Таким образом была осуществлена совместная работа по составлению карты местности с большим разрешением и информационным багажом. На этой карте российские топографы зафиксировали исконно казахскую ландшафтную историю для современных поколений.
Следы исторического прошлого наших великих предков обнаруживаются на караванных путях, что свидетельствует об экономических и торговых связях с Цинской и Российской империей, Ближним Востоком и Ираном.
На картах указаны колесные дороги, пронизывающие территорию нашей страны с юга на север и с востока на запад. Например, путь от Петропавловска до Туркестана и Сузака можно назвать «правительственной» колесной дорогой. В народном обиходе она называлась «Хан жолы». И надо отметить, что местами эта магистраль сохранилась.
Согласно А. И. Лёвшину и в материалах Туркестанского сборника имеются описания орографических объектов (Чубарайгыр, Ногайконган). Интересен тот факт, что Ногай – это историческая личность из рода атыгай – карауыл. Он жил в эпоху Тауке-хана, имел социальный статус батыра и сопровождал караваны из Северного Казахстана в Ногайскую орду, располагавшуюся в Прикаспийской низменности. Обнаружено место погребения Ногай-батыра и связанный с ним гидроним Ногайколь.
Есть на картах и другие интересные названия. Например, всем известное озеро Боровое ранее именовалось Карагайлы, река Жабай – Атбасарка. Гидроним Атбасарка впервые упоминается в ирано-персидских летописях, связанных с битвой двух золотоордынских ханов в 1446 г. в 25 км северо-восточнее г. Атбасара. Следы этой битвы – наконечники стрел, кольчуга – были найдены у села Покровка в Атбасарском районе. Кольчуга, подаренная исследователями-ландшафтоведами, как ценнейший средневековый экспонат ныне находится в фонде Акмолинского областного краеведческого музея.
На карте отмечены места зимовок, летовок и родовых захоронений ханов Абулхаира и Мустафы из династии шибанидов, господствовавших на значительной территории Северного Казахстана. Одной из важных находок на топографических десятиверстных картах стала локализация ставки Абылай-хана близ Кокшетауских гор (Александровская), в современной интерпретации – село Кенесары. Южнее ставки Абылай-хана – погребение казахского воина, ранее неизвестного Таймас-батыра. Также нами на карте обнаружено поселение – крепость Урманбетъ (Орманбет), где проживал и осуществлял дипломатическую и государственную миссию Урманбет-бий – это в 22 км к юго-западу от города Атбасара, на правом берегу долины реки Есиль. Место погребения Урманбета – юго-западнее озера Узункуль (Атбасарский район).
Весомой находкой для отечественной исторической науки стало место погребения одного из основателей Казахского ханства – Джанибек-хана. Оно находилось на естественной возвышенности коренной террасы южного берега озера Шалкар. Удачно выбранное место: мавзолей был виден издалека и доминировал над окружающей местностью.
Неудивительно, что на топографических картах встречаются оронимы, топонимы, гидронимы и другие орографические единицы, связанные с историческими личностями. Озеро Тохтамыш, возможно, связано с одной из известных исторических личностей периода распада Золотой Орды – ханом Тохтамышем (1380-1395).
На территории Астраханского района обнаружено место захоронения Даир-султана (умер в 1786 г.), сына Барак-хана, зятя Абылай-хана, управителя родов каракисек и токтаул из династии Тугум-Шигайская. На карте это место обозначено как «М. Даир-хан» в 75 км. от Астаны.
Однако и этими объектами наши находки не ограничились.
На наш взгляд, Тенгиз-Кургальджинская впадина является одним из исторических оазисов, где завершился этап формирования ядра казахской государственности. Свидетельством тому является большая концентрация памятников и погребений элиты кочевой знати. Так, например, на берегу реки Керей, впадающей в озеро Керей, есть место, обозначенное «М.Керей». Возможно, оно связано с именем одного из основателей Казахского ханства – Керей-султаном. Мы дважды побывали на берегу реки Керей. Место погребения более чем за 500 лет занесено лессовыми отложениями и, соответственно, нивелировано…
Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что данные уникальные карты представляют собой огромную культурно-историческую ценность. Информацию, полученную от наших предков при участии российских топографов, необходимо в полном объеме использовать при изучении сакральной географии Казахстана. Например, при издании печатной продукции по топонимике Акмолинской области. Конечный продукт работы ученых смежных дисциплин – археологов, этнографов, географов – должен послужить подлинной основой для составления карты сакральных объектов Республики Казахстан, необходимой для работы ономастических комиссий всех уровней, от сельского до областного.
Гизат ТАБУЛДИН,
заслуженный краевед РК,
старший научный сотрудник Института истории государства
КН МОН РК.