«Я столько лет работала… Разве не заслужила, чтобы в автобусе на дачу ехать комфортно? И зимой мне надо поехать, посмотреть, проверить. Нет водителей? Это не наши проблемы. Пусть зарплату нормальную сделают, тогда и водители будут».
«Как зимой людям в город добираться с Зерендинских дач? Не от хорошей жизни они там дома построили и живут постоянно». «Помогите решить проблемы с бесперебойной подачей электроэнергии и воды». «Наладьте нам охрану. Разворовывают все подчистую». «Образовалась мусорная свалка. Настолько большая, что мешает проезду автобусов. Расчистите, ликвидируйте».
Это далеко не все просьбы дачных активистов, прозвучавшие на заседании общественного совета по вопросам регионального развития при Акмолинском областном филиале партии «AMANAT».
Ответы председателя совета Кайрата Султанова, заместителя акима г. Кокшетау Даулета Жунусова, казалось, просто не слышат.
Хотя против главного тезиса «Исполнительная власть, общественный совет партии «AMANAT» стараются вам помочь. Но действовать можем только в рамках закона и возможностей бюджета» возражений нет даже у самых ярых защитников интересов дачных кооперативов.
Подчеркнем, именно кооперативов. Каковыми, согласно закону, дачные сообщества являются. Со всеми вытекающими последствиями: как жить, сколько платить, кого нанимать для выполнения работ, охраны… решает общее собрание.
В том числе и как ликвидировать мусорную свалку, которую в центре дачного массива по Зерендинской трассе десятилетиями создавали сами дачники. Очевидно, что никто из города бытовой мусор сюда не свозил.
Далее. Электрические сети внутри дачных сообществ это собственность членов, ответственность за их исправное состояние несут председатели кооперативов, тариф устаналивается исходя из фактических затрат с учетом покрытия потерь трансформаторов и кабельных линий.
Тот факт, что теперь электроэнергия не отключается и в зимний, отнюдь не дачный период, а от этого износ трансформатора и линий происходит быстрее – тоже проблема кооператива. С живущими там круглый год соседями договариваться надо самим. Следить за тем, кто и куда бытовой мусор складирует – так же. Ремонтировать трубы для подачи воды, проложенные еще в годы СССР, – обязанность кооператива.
Тяжело, конечно. Согревший трансформатор – настоящее бедствие. Украденные трубы – не меньшее. При нынешних-то ценах.
Но кроме как развести руками: «А что делать…», «Люди, это ваш выбор…» – сделать практически ничего нельзя. МИО при всем желании закупить их не могут. Нет такой статьи в бюджете «Снабжение потребительских кооперативов». Но даже при этом, чем могут, стараются помочь.
– Отделом ЖКХ г. Кокшетау проводится инвентаризация сетей электроснабжения, находящихся в садоводческих товариществах, для оценки их технического состояния и обеспечения финансирования ремонтов. В адрес отдела садоводческими товариществами предоставляются исполнительные схемы сетей электроснабжения. Далее поэтапно будет проводиться совместная процедура о признании сетей электроснабжения в дачных кооперативах бесхозными и передаче сетей на баланс отдела, – информирует Даулет Курметович.
Процесс этот долгий и непростой. Как и поиск нового хозяина для пустующего участка. «Выдайте мне документы. Я этот участок уже лет пять обрабатываю», – не сработает. Не по закону.
Процедура передачи участка хорошо известна председателям кооперативов. Именно они должны подать заявление в государственные органы для признания его бесхозным. Передача такового в коммунальную собственность возможна только по решению суда. И в том случае, если отсутствующий десятилетиями хозяин не объявится. А случается такое нередко.
На начало нынешнего дачного сезона на бесхозе стояло около 500 земельных участков. В прошлом году в суд было подано 148 исков о передаче участков в коммунальную собственность. 103 иска удовлетворены, в остальных случаях объявились собственники.
Но и когда участок перешел в государственную собственность, любой гражданин РК вправе обратиться с заявлением о его предоставлении. А не только член кооператива, который давно работает на этом участке по собственной инициативе. Так что лучше вначале документы оформить, а потом уже заросли выкорчевывать. Обид «не тому отдали» будет поменьше.
– Решения нужны кардинальные, – Кайрат Султанов всегда мыслит на перспективу. – Сколько заявлений лежит на предоставление участков под ИЖС. Возможно, изменив статус части дачного массива по Зерендинской трассе, мы могли бы эту потребность во многом закрыть.
К слову, дачные актвисты, по инициативе которых совет с такой повесткой дня проводился, отреагировали интересно: «Не надо нам такого соседства».
Но прежде чем решения принимать, нужно провести серьезную инвентаризацию. Существующие схемы устарели безнадежно. Более 11 тыс. земельных участков не используются. Это по меньшей мере.
Инвентаризация – процедура сложная и очень недешевая. Все надо будет перевести в цифровой формат. По существующим нормам сам ни один госорган заниматься этим не имеет права. Только представители бизнеса, действующие в конкурентной среде. Вопрос в цене и возможностях бюджета.
– Мы город кормим! – этот аргумент дачников звучал многократно. Уточняющий вопрос: «Как именно вы город кормите?» остался без ответа.
Купить по приемлемой цене дачные дары на рынке – большая удача. Цены такие, что… Да и лук-укроп продают одни и те же дамы. Уже не первый год. Явно перекупщики. Ну ладно, это рынок. Не нравится, дорого – не покупаешь.
Теперь давайте «навскидку». Сколько дачников действительно в поте лица своего трудятся на грядках? Есть такие «могикане». Но их все меньше. А больше становится тех, кто засеивает площадь газонной травой, цветами… Бассейн, детские качели, беседки, шашлыки… Порадуемся за людей. Имеют право. Но город, простите, здесь при чем?
А, может я не права? Давайте обсудим.