Чтобы не было безымянных героев…

В мемориальном комплексе «АЛЖИР» прошла уникальная встреча с сыном бывшей узницы 26-ой точки «Карлага» Ольгой Гальпериной. Приехавший в Целиноградский район Георгий Каретников в октябре 1938 года родился здесь, в спецпоселении № 26…

Коренная москвичка Ольга Гальперина имела высшее музыкальное образование, работала пианисткой в Москве, затем была директором столичного музыкального учреждения. Однако и ее семью настигло безжалостное «красное колесо» репрессий. В страшные 30-е годы муж Ольги по ложному доносу был признан врагом народа и расстрелян. А сама она как член семьи изменника Родины (ЧСИР) была приговорена к 8 годам тюремного заключения. Нельзя даже представить, что чувствовала эта тонкая, интеллигентная, образованная женщина, оказавшись беременной в тюрьме, а затем – в лагере «АЛЖИР». Своего сына она родила после прибытия в Казахстан. Он стал первым малышом, родившимся в лагере.

Георгий Николаевич Каретников жил в лагере в детском бараке со всеми остальными малышами, не знавшими материнской заботы и ласки.

– Помню воспитательницу Симу Моисеевну, колючую проволоку и глубокие рвы вокруг нашего так называемого «детского общежития», – делится Георгий Николаевич. – До сих пор у меня в памяти громкий плач детей, каждый из которых звал на помощь маму. Но наши матери лишь иногда проходили мимо нашего барака строем. И все оглядывались в нашу сторону, надеясь увидеть своего малыша…

По статистике, в годы репрессий в СССР было создано 540 лагерей для политзаключенных, и 29 из них находились в Казахстане. Только в «АЛЖИРе» прошли суровые испытания более 18 тысяч женщин и 1 507 малолетних детей. В суровых условиях здесь содержались представительницы более 60 национальностей. Среди «неблагонадежных» были ученые, писатели, артисты и музыканты.

Сегодня сложно представить, насколько тяжело приходилось заключенным «АЛЖИРа». Но страшные приговоры, голод, холод и разлука с собственными детьми не сломили этих женщин. Они держались мужественно, жили дружно… По словам Георгия Каретникова, среди спецпереселенок было более 300 пианисток. И благодаря инициативе его мамы Ольги Гальпериной в «АЛЖИРе» была организована художественная самодеятельность с участием профессиональных музыкантов…

В октябре 1989 года благодаря инициативе Героя Социалистического Труда И. И. Шарфа в ауле Акмол, который вырос на месте лагеря, прошли Дни памяти узниц «АЛЖИРа». Со всех концов огромной страны сюда приехали женщины, когда-то отбывавшие наказание за несовершенные преступления. Долго ходили они по тополиной аллее, посаженной их руками, любовались красивыми лебедями на пруду, фонтанами на центральной площади поселка. Им не верилось, что полвека назад здесь стояли сторожевые вышки, зияли темными окнами саманные бараки, окруженные колючей проволокой.

Имена тысяч женщин, пострадавших от ложных доносов, невинно осужденных из-за родства с такими же репрессированными и годами томившихся в этом лагере, к сожалению, история не сохранила.

С каждым годом все сложнее восстанавливать историю репрессий, реабилитировать в памяти потомков тысячи невинно осужденных, погибших и замученных наших соотечественников. И потому особенно ценными становятся встречи с уникальными людьми, такими как Георгий Каретников.

Бывшему «алжирцу», живому свидетелю репрессий, ему уже за 80 лет. Но и сейчас он  поражает своей открытостью, ясностью ума, оригинальностью мысли и силой жизнеутверждающего начала.

И вслед за Ю. Фучиком хочется сказать: как хочется, чтобы все знали, «что не было безымянных героев, что были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них не меньше, чем муки того, чье имя вошло в историю»…

Жанат ТУГЕЛЬБАЕВ,
Почетный журналист Казахстана.

На снимке автора: сын и внучка Ольги Гальпериной, Георгий и Дарья Каретниковы.

Целиноградский район.

Читайте также