О чем расскажут музейные раритеты

Акмолинский областной историко-краеведческий музей – один из старейших музеев Казахстана. Он знакомит посетителей с историей казахской государственности с древнейших времен до современности. Богатейшее фондовое собрание ежегодно пополняется новыми коллекциями. Научная деятельность музея, направленная на изучение истории края, позволяет вносить важный вклад в развитие национальной истории Казахстана.

В экспозиции, посвященной истории казахской государственности, представлены уникальные экспонаты из первоначальной коллекции Кокшетауского историко-краеведческого музея. Свидетелем эпохи Великой Тюркской цивилизации является древний баба-тас, представленный в центральной экспозиции зала «Ұлы Дала өркениеті». Тюркские персонифицированные каменные памятники – баба-тасы были открыты на всей территории Казахстана и Центральной Азии. Знаменитые на весь мир исторические документы и выдающиеся литературные произведения тюрков в честь ханов Бильге и Культегина написаны на таком «вечном камне».

Следует сказать, закрепленное за подобными памятниками название «бал-бал тас» не совсем точно передает его значение. Тогда как «баба-тас» в переводе с древнетюркского и казахского языков означает «памятник предкам». На сохранившихся каменных изваяниях с надписями имелись такие строки: «Ержүрек батырларға баба тастар орнатамыз!» – «Воздвигаем эти памятники в честь воинственных батыров!»

История одного из этих каменных памятников до сих пор остается загадкой даже для сотрудников музея. Время его поступления в фонды неизвестно – примерно середина прошлого века. Средних размеров каменный «баба-тас» был воздвигнут в честь воинственной тюркской женщины.

В центре экспозиции представлены подлинные  раритеты эпохи Казахского ханства – военное снаряжение и вооружение казахского батыра ХVІІ-ХVІІІ  веков: сауыт – кольчуга, дулыға – шлем, айбалта – боевая секира, найза – копье, белбеу – мужской кожаный пояс. Сауыт, дулыға и айбалта принадлежали неизвестному батыру времен казахско-джунгарских войн.

Уникальные экспонаты из первоначальной коллекции Кокшетауского историко-краеведческого музея сохранились до наших дней и представлены в залах древней истории и Великой Степной цивилизации, посвященных истории казахской государственности. Как отмечалось выше, предметы воинского снаряжения, в том числе кылыш – сабля, босмойын – кистень, шокпар – булава находились в составе первых коллекций первого музея Кокшетау. Сведения о данных экспонатах дошли до нас по записям курсантов Кокшетауского педагогического техникума, собранных в «Учебной работе курсов, протоколов и докладов за 1925 год».

Сауыт – кольчуга, оборонительный доспех для защиты тела воина, изготовлен из плотно продетых друг в друга железных колец, образующих цельную сетку. Рукава сауыта средней длины, воротник стоящий, его края скрепляются крючками. Гибкость кольчуги позволяла воину быть достаточно подвижным во время сражения. Металлические детали кольчуги изготавливались из высококачественной стали. А для усиления защиты под кольчугу надевали кожаные жилеты. «Кеудем темір, бетім болат», – гордо заявлял казахский батыр. Не каждая стрела или копье могли пробить доспех. Длина кольчуги, представленной в экспозиции, – 95 см, вес – 12,5 кг.

Особое внимание обращает на себя дулыга – шлем казахского воина ХVІІ-ХVІІІ веков. Его инвентарный номер 228 свидетельствует о принадлежности шлема к первоначальной коллекции Кокшетауского музея, и в списке 1925 года он тоже значится. Шлем цельнометаллический, полусферической формы, с прикрепленной кольчужной сеткой, защищавшей шею воина. Шлем украшен золотистым орнаментом «қошқар мүйіз» и кистью из конского волоса. Таких раритетов по Казахстану немного. Два из них находятся в областном музее Кокшетау, еще один был передан в Государственный музей РК, сейчас это Военно-исторический музей РК. Вместе с боевым шлемом этому музею переданы еще 20 ценных предметов, среди которых сырмак, алаша, конек, бесік, а также артефакты эпохи бронзы.

Под инвентарным номером 227 значится айбалта, что свидетельствует о ее поступлении в фонды музея в то же время, что и шлем. Эту боевую секиру с острым лезвием, напоминающим мусульманский полумесяц, наряду с мечом и копьем казахские воины применяли как грозное оружие в столкновении с противниками.

Еще один экспонат из воинского снаряжения казахского батыра – это белбеу, мужской кожаный пояс. Такие использовались в средние века и служили воинам, в том числе и элементом защиты. Для этого на поясах закреплялись крупные металлические детали. «Кісе белбеу» считался обязательной принадлежностью одежды казахских охотников и скотоводов. В экспозиции музея на фигуре воина представлен пояс из кожи с тиснением, инкрустированный серебряными и металлическими пластинами. Исторические оригиналы воинского снаряжения логично дополняют реконструированные лук, колчан со стрелами и щит.

В Ерейментауском историко-краеведческом музее были представлены бесценные раритеты – предметы, принадлежавшие легендарному батыру Канжыгалы Богенбаю (1690-1778). Шлем прославленного батыра – дулыға – бережно хранился у его потомка в седьмом поколении, жителя с. Малтабар Ерейментауского района Жабая Кенжалина. Сейчас уникальный экспонат передан в экспозицию Военно-исторического музея РК и представляет особую ценность. В нижней части он украшен традиционным казахским орнаментом «қошқар мүйіз», рельефное серебряное украшение окантовано позолоченными металлическими пластинами…

В экспозиции зала областного музея также представлен макет средневекового города Бозок, который считают «прямым предком Акмолы». Городище было открыто в конце ХХ века известным казахстанским археологом К. Акишевым. Установлено, что Бозок содержит материалы четырех государственных образований, существовавших на территории Казахстана: Западно-тюркского каганата, Кыпчакского ханства, Улуса Жошы и Казахского ханства.

С древнейших времен через казахские степи проходил Великий Шелковый путь – «Ұлы Жібек Жолы», соединявший мировые культуры Востока и Запада. Свидетелем всемирной «шелковой» магистрали является представленное в музейной экспозиции бронзовое зеркало VІІ-ІХ веков из эпохи китайской династии Тан. Оно изготовлено в зооморфном и растительном стиле, с рельефными фигурами бегущих львов. А привезено оно было сотрудниками музея из топонимической экспедиции в Аршалынский район в 2006 году. Бронзовое зеркало на берегу Арнасайского водохранилища случайно нашли дети. По всей вероятности, оно находилось в одном из древних захоронений, на территории которых в ХХ веке было построено водохранилище. Со временем древний курган был размыт водой, и волны чудом вынесли на берег этот бесценный раритет.

В экспозиции, посвященной истории казахской государственности, также представлены средневековые монеты, самая ранняя из которых датируется 832 годом. «На территории древнего Казахстана денежная торговля процветала во все времена. Собственные монеты в VІІ-VІІІ веках выпускали тюркские правители на юге Казахстана и в Жетысу, на оборотной стороне каждой имелась надпись «Небесного Туркеш-кагана тенга».

Особый интерес представляет монета-дирхем ХІІІ-ХІV веков государства Чагатаидов. На ней заметны следы длительного пребывания в обращении, следы чистки, однако при этом четко видны рельефные надписи и древний казахский орнамент «қошқар мүйіз», символизирующий материальный достаток и благополучие. Древнейшие монеты являются важным источником социально-экономических, торговых и международных отношений в истории казахской государственности. Хронология и династийная принадлежность коллекции музейных монет предоставлены по данным исследований    М. И. Урстембаева, директора областного музея в 2006-2007 годах.

Большую ценность имеют и представленные в экспозиции музея великолепные облицовочные плитки бирюзового и серого цветов из ханского мавзолея «Жаныбек-Шалқар». Плитки украшены рельефным восьмиконечным орнаментом, с обеих сторон от которого нанесен орнамент, имитирующий величественный мазар в миниатюре. Этот шедевр средневековой архитектуры, возведенный на территории нынешней Акмолинской области в честь основателя Казахского ханства – Жаныбек султана, строили искусные мастера и ремесленники, собранные из городов Центральной Азии. Для его сооружения в специальных печах было изготовлено свыше 50 тысяч кирпичей.

«Величественное здание, построенное на вершине горы, виднелось издалека. Голубой купол сливался с синевой неба, бирюзовые стены оттенялись золотом окружающего степного пространства. Вне сомнения, мазар воздвигнут в честь известной исторической личности», – резюмирует директор НИИ археологии им. К. Акишева Марал Хабдулина, под руководством которой в 2010 году Есильская археологическая экспедиция исследовала средневековый мавзолей. Памятник архитектуры XV века находится недалеко от местности Коргалжын, в 100 км южнее города Астаны. В географическом регионе, в низовьях реки Нуры до наших дней сохранились такие гидронимы, как: «Керей», «Жаныбек-Шалқар», «Сұлтан келді», что свидетельствует о появлении их в одну историческую эпоху – в период образования Казахского ханства…

В Акмолинском областном историко-краеведческом музее еще немало интересных и уникальных экспонатов. Убедиться в этом можно, посетив нашу экспозицию.

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ.

Читайте также